Интеграция с АИС «Налог-3» при налоговом мониторинге

| статьи | печать

ФНС России выпустила приказ от 13.03.2023 № ЕД-7-23/163 @ (далее — приказ), которым утвердила порядок доступа налоговых органов к информационным системам организации, в том числе интеграции систем компаний с АИС «Налог-3». Рассмотрим, что представляет собой данный порядок и с какими вопросами столкнулся крупный бизнес.

Отметим, что приказ направлен на замену приказа ФНС России от 23.12.2021 № ЕД-7-23/1142@, имеющего тот же предмет регулирования.

Новый приказ, как и приказ № ЕД-7-23/1142@, предполагает:

  • единообразный подход к получению доступа налоговых органов к информационным системам организаций;

  • взаимодействие налоговых органов и компаний посредством защищенного канала связи с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации;

  • защиту передаваемой информации от неправомерного доступа, уничтожения, копирования, неправомерных действий с момента передачи и до момента ее поступления в АИС «Налог-3».

Приказ также содержит ряд нововведений, которые рассмотрены ниже.

Срок подключения к АИС «Налог-3»

Из приказа следует, что участники налогового мониторинга должны подготовить свои информационные системы, к которым предоставлен доступ налоговому органу, для подключения к АИС «Налог-3» до 1 января 2024 г. Таким образом, по сравнению с приказом № ЕД-7-23/1142@ срок интеграции продлен на один год.

Схема подключения к АИС «Налог-3»

Принцип подключения к информационным системам организаций, заложенный ранее в приказе № ЕД-7-23/1142@, сохраняется. Участникам НМ для подготовки к интеграции с АИС «Налог-3» по-прежнему необходимо организовать защищенный канал связи с помощью аппаратных сертифицированных СКЗИ и реализовать электронные сервисы для информационного обмена с налоговым органом.


Комментарий авторов

Однако теперь компании необходимо подать в налоговый орган две заявки. Первую — для настройки сети связи передачи данных, вторую — для подключения к информационной системе.

Настройка сети связи

Заявка для настройки защищенной криптографическими средствами сети связи передачи данных подается компанией в течение одного месяца:

  • с момента наступления технической возможности (для действующих участников НМ);

  • со дня получения решения о проведении мониторинга (для новых участников НМ).

В ней указывается информация об используемых средствах криптографической защиты информации (СКЗИ) и о назначении администратора информационной безопасности.

Налоговый орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения заявки уведомляет компанию о результатах ее рассмотрения.

В случае положительного решения вместе с уведомлением направляются информация о порядке получения криптографических ключей к аппаратным СКЗИ и IP-адрес для подключения к сети передачи данных налогового органа. Отрицательное решение подразумевает невозможность такого подключения.


Комментарий авторов

В течение 20 рабочих дней со дня получения отрицательного решения организация вносит изменения (дополнения) в заявку и направляет ее повторно по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Подключение к информационной системе организации

Заявка для подключения к информационной системе организации направляется компанией в течение 10 рабочих дней со дня получения положительного решения по предыдущей заявке.

Налоговая не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявки уведомляет о результатах ее рассмотрения — о возможности или невозможности подключения к информационной системе организации по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Основания для отказа в подключении

  • Применение организацией СКЗИ, не включенных в перечень, размещаемый на сайте ФНС России.

  • Некорректное указание в заявке для подключения к информационной системе организации параметров подключения.

Согласно приказу с 1 января 2024 г. все участники НМ должны перейти на новый способ информационного взаимодействия с налоговым органом путем интеграции своих информационных систем с АИС «Налог-3».

В качестве прогнозируемых результатов такой интеграции в ФНС России отмечают:

  • увеличение формализованного документооборота через информационные системы;

  • автоматизацию контрольных мероприятий в ходе НМ;

  • автоистребование документов из информационных систем;

  • факторный анализ налоговой базы;

  • более точное прогнозирование налоговых поступлений;

  • появление подсистемы углубленного налогового контроля с учетом отраслевой специфики;

  • повышение точности проводимой оценки эффективности НМ.