Дело чести и совести

| статьи | печать

Устойчивое развитие понимается сегодня большинством компаний как концепция сохранения окружающей среды, экономии природных ресурсов, обеспечения социального и экономического благополучия в интересах всего общества. Деятельность компаний в этой области отражается в корпоративных социальных отчетах или нефинансовых отчетах устойчивого развития.

Социальная ответственность рассматривается сегодня значительно шире, чем несколько лет назад. Это не только помощь социально незащищенным группам населения на территориях осуществления хозяйственной деятельности компании, благотворительность, ремонты в учреждениях культуры, спорта, образования и т.п.

Корпоративная социальная отчетность (КСО), представляемая компаниями на добровольной основе, помогает им продемонстрировать прозрачность своей деятельности для общества, повысить деловую репутацию и инвестиционную привлекательность, способствует укреплению и сплоченности трудового коллектива.

Сегодня ее готовят в основном крупные компании нефтегазовой, энергетической, металлургической, химической, целлюлозно-бумажной, пищевой и других отраслей. Все в большей мере КСО рассматривается ими сегодня как инструмент управления капитализацией и нефинансовыми рисками.

Первые нефинансовые отчеты, по данным РСПП, появились в России в начале 2000-х. За 7 лет зарегистрировано  93 отчета, включая отчеты иностранных компаний, работающих в России. Из них социальных отчетов – 51, экологических – 23 и отчетов в области устойчивого развития – 13. Информация, предоставленная в них, носит «повествовательный характер», и если поддается сравнению, то на качественном уровне, хотя некоторые количественные показатели присутствуют. Поэтому вопрос об инвестициях решается на основе финансовых отчетов, так как именно они содержат измеряемые показатели деятельности компаний.

Подготовка социального отчета – дорогостоящий и крайне кропотливый процесс. Он требует вовлечения большого количества людей, финансовых вложений, времени, постоянного развития и совершенствования. Его целесообразность не должна определяться ни модными веяниями, ни подражанием «другим или всем», а масштабом и задачами бизнеса компании.

По словам Веры Курочкиной, директора по связям с общественностью компании «РУСАЛ», социальная отчетность имеет смысл и приносит пользу, когда компания достигает определенного уровня зрелости и уже выстроила все процессы, которые только нуждаются в «шлифовке». Так, для «РУСАЛа» социальная отчетность — это:

·        форма внутреннего корпоративного аудита;

·        инструмент коммуникации с внутренними и внешними целевыми группами;

·        возможность сравнить себя с другими компаниями по определенным параметрам;

·        платформа для дальнейших улучшений в области устойчивого развития;

·        средство улучшения практик корпоративного управления.

Как считает Петр Неев, директор по корпоративной ответственности и социальным инвестициям ОАО «ТНК-BP Менеджмент», когда компания работает в условиях высоких общественно-политических рисков, то ей тоже нужен социальный отчет. Он позволяет компании раскрыть информацию о социально значимых аспектах своей деятельности. Специфика отрасли связана с высокими экологическими рисками и рисками в сфере безопасности труда. Масштаб деятельности, значительность и заметность ее воздействия на общественную и природную среду, уникальность структуры собственности делают компанию объектом активного внимания как в России, так и за рубежом. Кроме того, информация, предоставленная в отчете, помогает оправдывать высокие социальные ожидания со стороны органов власти, персонала и общества.

Социальная отчетность в РАО «ЕЭС России», находящемся на завершающей стадии реорганизации, – это часть системы управления нефинансовыми рисками. Как отмечает Марина Либоракина, руководитель дирекции РАО «ЕЭС России», КСО обеспечивает не просто транспарентность, а «проницаемость» компании для акционеров и стейкхолдеров. Корпоративная ответственность не исчерпывается ответственностью акционерного общества. Электроэнергетика – особый вид бизнеса, пренебрежение общественными интересами здесь недопустимо. Необходим баланс социальных и экономических интересов, баланс интересов акционеров, инвесторов, потребителей и других заинтересованных сторон.

На вопрос, зачем «Норильский никель» выпускает социальный отчет, Вероника Кабалина, начальник управления социальными программами, говорит, что не только потому, что практически все конкуренты делают это. Стратегическая цель «Норильского никеля» – стать глобальным лидером в своей области. Социальный отчет рассматривается как инструмент формирования позитивного имиджа российского бизнеса за рубежом. Это также косвенный инструмент повышения качества управления, активизации доверия, что сегодня представляет собой важный ресурс конкурентоспособности и роста капитализации бизнеса. Социальный отчет информирует граждан России о планах и социальных стратегиях крупной компании и влиянии на развитие, способствует укреплению репутации бизнеса и доверия населения. Публикация социального отчета является составной частью новой модели взаимоотношений с работниками.

Представители социально ответственных компаний единодушны в том, что корпоративная социальная отчетность служит основой для построения эффективного и постоянного диалога с различными заинтересованными сторонами, увеличивает доверие во внешней среде и среди сотрудников компании.

Подготовка отчетности объединяет усилия многих подразделений компании, способствует развитию внутренних коммуникаций, выявляет лучшие практики и проблемные области.

Однако для выпуска такого отчета необходимы в первую очередь наличие у компании социальной ответственности за свою деятельность и воля ее руководства к этому.

После этого необходимо создать координирующий орган, пригласить специалистов или профессионально обучить для этой деятельности своих сотрудников, наладить систему сбора и обработки социальной информации и обеспечить регулярную отчетность.

Среди внешних условий, необходимых для выпуска социальной отчетности, можно отметить развитый конкурентный рынок консалтинговых и аудиторских услуг, экспертов и специалистов в области КСО, а также интерес к социально ориентированной деятельности со стороны общества и государства. Но главное в социальной отчетности – это неукоснительное следование провозглашенным принципам открытости и прозрачности.

 

МИРОВЫЕ СТАНДАРТЫ

Наиболее популярный в России Международный стандарт корпоративной социальной (КСО) и нефинансовой отчетности АА1000S представляет модель последовательного и системного взаимодействия современной социально ответственной компании со своими стейкхолдерами.

Другой международный стандарт — Глобальная инициатива по отчетности в области устойчивого развития — GRI предусматривает систему показателей по всем направлениям устойчивого развития в соответствии с концепцией триединого итога. Третье его поколение — G3 включает 121 элемент стандартной отчетности, в том числе 9 экономических, 30 экологических и 40 социальных показателей, позволяющих в первую очередь стейкхолдерам правильно оценивать уровень социальной ответственности той или иной компании.

Активным проводником идей Глобального договора ООН с его 10 принципами ответственного ведения бизнеса, совпадающими с основополагающими элементами концепции КСО и принципами международных стандартов GRI и АА1000S, выступает РСПП, разработавший Социальную хартию российского бизнеса, а также создавший национальный Регистр нефинансовых отчетов российских компаний.

 

ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ КСО:

 

·        Системность, обеспечивающая эффективность реализации функций и направлений КСО в системе корпоративного управления.

·        Комплексность, направленная на скоординированность деятельности компании по трем направлениям устойчивого развития.

·        Социальность, то есть общественная значимость.

·        Открытость всех действий компании в данной области и ее нефинансовой отчетности.

·        Подотчетность перед заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) и обществом в целом, а также соответствие принятым на себя обязательствам и применяемым стандартам.

·        Инновационность мероприятий и технологий КСО внутри и вне компании.

·        Интегрированность в основную деятельность компании;

·        Взаимодействие со стейкхолдерами на регулярной, открытой и диалоговой основе.

·        Существенность мероприятий и технологий КСО, имеющих реальное значение для стейкхолдеров компании, местных сообществ и общества в целом.

·        Реагирование на оценки, критические замечания и ожидания стейкхолдеров по всем направлениям социальной ответственности.

 

ПРИЗНАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Отчетность в области устойчивого развития является одним из элементов корпоративного управления и обеспечения прозрачности бизнеса. В целях поощрения российских компаний, представляющих наиболее полные социальные отчеты, была учреждена в 2006 году Российская премия «За лучший социальный отчет / отчет в области устойчивого развития».

Премия присуждается компаниям — представителям частного и государственного сектора, ведущим деятельность в России. В отчетах отражаются социальные, экологические, а также иные вопросы, связанные с социальной позицией компании и проблемами устойчивого развития.

В основу критериев оценки участников Премии положены критерии Европейского конкурса на лучшую отчетность по устойчивому развитию. Они основаны на характеристиках, важность которых с точки зрения отчетности по устойчивому развитию (отчетов по экологическим и/или социальным вопросам) была выявлена по мере накопления передового мирового опыта. Так, критерии были разделены на три основные группы:

·        Полнота представления данных.

·        Достоверность данных.

·        Донесение информации до аудитории.

В 2007 году обладателем Гран-при — премии, вручаемой за лучший социальный отчет и за особый вклад в развитие и продвижение социальной ответственности в России, — стала Финансовая корпорация «УРАЛСИБ». Первая премия присуждена ОАО «Татнефть», вторая премия — ОАО «ОГК-2», а третья — ОАО «ГМК «Норильский никель».

Дипломами Премии за социальную отчетность были отмечены: «Бритиш Американ Тобакко Россия», ОАО «Кузбассэнерго», ОАО «ЛУКОЙЛ» и ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК).

Премия «Лучший дебют» и Диплом Российской премии за социальную отчетность (РПСО) вручены ОАО «ОГК-4». Памятными знаками-медалями отмечены компании, впервые представившие отчеты в области устойчивого развития. Среди них: ОАО «ОГК-2», ОАО «Кузбассэнерго», ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания», ОАО «УРСА Банк», ОАО «ОГК-1», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК), ОАО «ТГК-5», АФК «Система», ОАО «ТГК-2», ОАО «ТГК-1» и ОАО «ОГК-5».

«ЭЖ» поздравляет обладателей Российской премии 2007 года «За лучший социальный отчет / отчет в области устойчивого развития»!