Случаи отключения тепла в квартирах не редки. Причина обычно одна — наличие задолженности перед снабжающей организацией. Страдают не только нарушители оплаты коммунальных услуг, но и добросовестные плательщики, проживающие с ними в одном доме.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее — Правила). Коммунальные услуги определены в Правилах как деятельность исполнителя услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, которая обеспечивает комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнителем признается юрлицо или предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем. Исполнителем могут быть управляющая организация, ТСЖ, специализированный потребительский кооператив. Если многоквартирным домом управляют собственники помещений, исполнителем считается организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Доминирующее положение занимает ресурсоснабжающая организация, продающая указанные ресурсы. Обычно между ней и потребителем-гражданином стоит исполнитель-посредник. Условно назовем его управляющей компанией. В ее функции входит прием от потребителей коммунальных платежей, которые затем передаются ресурсоснабжающей организации в уплату за предоставляемые ресурсы. Если часть потребителей не выполняет своих обязательств по оплате, управляющая компания становится должником продавца коммунальных ресурсов.
Исполнитель вправе приостановить или ограничить оказание коммунальных услуг спустя месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты услуг (п. 80 Правил). Из пункта 81 Правил следует, что подачу отопления, холодного водоснабжения и водоотведения приостанавливать или ограничивать нельзя.
Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, недопустимо (п. 85 Правил). Защищает права добросовестных плательщиков и п. 7 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (используемых ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.01.98 № 1. Когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные ресурсы, организация обязана по соглашению со снабжающей организацией обеспечить подачу таким абонентам ресурсов в необходимых объемах.
Ресурсоснабжающие организации, обеспечивающие теплом граждан-потребителей, нередко применяют меры коллективной ответственности, лишая тепла дома, где живут и должники, и добросовестные потребители. Суды считают такое игнорирование законодательства недопустимым (постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.03.2009 № А26-5020/2008 и Уральского округа от 24.03.2009 № Ф09-966/09-С1). В данных случаях кассационные инстанции сослались на положения названных правовых актов.
Административная ответственность за нарушение нормального уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена в ст. 7.23 КоАП РФ.
Кроме того, в подобных случаях суды применяют ст. 14.31 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением таким положением и недопустимым в соответствии с антимонопольным законодательством.
На сайте Генпрокуратуры отмечается, что значительное количество выявленных нарушений закона связано с неправомерным отключением за долги жилого сектора и социально значимых объектов от тепла, электроэнергии и водоснабжения, что нарушает права и законные интересы граждан. По данным фактам принимаются меры прокурорского реагирования: должностным лицам объявляются предостережения, они отстраняются от занимаемой должности, предъявляются иски о возобновлении подачи коммунальных ресурсов, возбуждаются дела о привлечении к административной ответственности. Из информации на сайте следует, что в подобных случаях можно также применять ст. 19.1, а при игнорировании должностным лицом полученных предписаний — ст. 17.7 КоАП РФ. Можно также привлечь к уголовной ответственности по ст. 215.1 УК РФ за прекращение или ограничение подачи электроэнергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения.
Итак, оказавшиеся без тепла и других коммунальных услуг жители могут обращаться в органы прокуратуры, которые обязаны принять определенные меры. На договорные правоотношения, возникающие между гражданами и управляющими компаниями, распространяются положения Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Это следует, в частности, из п. 77 Правил, согласно которому потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителя. А названный закон помимо применения установленных в нем санкций предусматривает компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения исполнителем его прав. Размер компенсации определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация предоставляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Поэтому можно, не ограничиваясь обращением в прокуратуру, предъявлять иски в суд.
Представители ресурсообеспечивающих организаций и управляющих компаний могут спросить: а как же бороться со злостными неплательщиками, которым согласно п. 81 Правил нельзя отключать тепло в любом случае? Ответ один: взыскивать задолженность в гражданско-правовом порядке. В качестве обеспечения иска помимо прочего имущества могут выступать и жилые помещения должников. А наниматели, проживающие в квартире по договору социального найма, согласно ст. 90 Жилищного кодекса РФ могут быть выселены из нее при невнесении более шести месяцев без уважительных причин платежей за жилье и коммунальные услуги с предоставлением им другого жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилья, установленному для вселения граждан в общежитие.