Если деловое сообщество и властные структуры услышат рекомендации международного форума городского управления, прошедшего при информационной поддержке «ЭЖ», и реализуют хотя бы часть высказанного, то в течение ближайших 10 лет в России может появиться новая профессия – градоустроитель. По крайней мере, участники двухдневных дискуссий в Москве, главным образом мэры городов из 54 субъектов Федерации, всеми силами будут способствовать этому. Современных практиков и экспертов муниципального управления не устраивает, что по-прежнему в умах россиян слово «градоустройство» ассоциируется с архитектурой и строительством, но никак не с обустройством городской жизни.
Переосмысление просто необходимо в процессе продолжающейся реформы местного самоуправления. Если восемь лет назад, в начале преобразований, только 500 российских городов имели статус муниципального образования, поскольку входили в состав районов, то сейчас самостоятельными объектами муниципального управления являются более 1200 городских округов и городских поселений. Однако продолжается вмешательство «властей всех мастей» в вопросы градорегулирования – компетенцию органов местного самоуправления, избираемых населением и не входящих в систему органов государственной власти. Когда одной территорией управляют разные структуры, разграничивающие полномочия по сегментам, то это – бардак, отметил координатор Объединения разработчиков градостроительной документации Дмитрий Наринский. По его словам, страна будет долго и мучительно исправлять эту ошибку.
Ситуацию нужно и можно поправить немедля, считает директор Института реформирования общественных финансов доктор экономических наук Владимир Климанов. Для этого местная власть должна получить стимулы для повышения собираемости налогов на территории. Это поднимет наполняемость местных бюджетов собственными доходами, утверждает учёный. Он предложил дифференцировать налоги и ставки по ним сообразно типам муниципальных образований. К примеру, ставка транспортного налога не может быть одинаковой для села и для города. Тем более что в отдельных субъектах Федерации до 80% личного автотранспорта граждан зарегистрировано в региональном центре.
Ещё одним предметом публичной дискуссии стал проект модельного закона для субъектов РФ о монопрофильных территориях, в обсуждении которого принимают участие читатели газеты «Экономика и жизнь» (см. «ЭЖ», № 33, 2011).