В апреле 2010 г. разгорелся конфликт между российскими железнодорожными, машиностроительными и металлургическими компаниями по поводу роста цен на металлопродукцию. Роль третейского суда по указанию первого вице-премьера Игоря Шувалова взял на себя Минпромторг.
Стальные тиски сжимаются
Российские аналитики уже по итогам I квартала текущего года обратили внимание на тревожную тенденцию на рынке металлопродукции, которая выразилась в стремлении металлургов «скачкообразно вернуть цены на докризисный уровень». И первыми заспешили в различные органы федеральной власти ходоки из наиболее металлоемких компаний, в частности ОАО «РЖД». По инициативе железнодорожного монополиста на эту тему состоялись слушания в Комитете Госдумы по промышленности.
Начальник департамента корпоративного строительства и реформирования РЖД Валерий Веремеев отметил на заседании, что с начала года заметно усилилось давление со стороны ряда металлургических предприятий, требующих увеличения цен на свою продукцию и отказывающихся выполнять заказы по прежним контрактам. По его словам, особо жесткую позицию заняли компании, поставляющие рельсы и рельсовые скрепления, требующие увеличить цены на 15—21%. Кроме того, по словам В. Веремеева, металлурги поднимают цены на продукцию, поставляемую вагоностроителям. Из-за этого, в частности, стоимость литья выросла почти вдвое и отразилась на стоимости вагона (на рынке уже выросла на 15—20%), что, в свою очередь, может быть перенесено в транспортную составляющую. Такие действия, по словам В. Веремеева, не соответствуют темпам восстановления внутреннего спроса на эту продукцию и возможностям бюджета РЖД, утвержденного Правительством РФ. Ранее на политику ценообразования металлургических компаний министру промышленности и торговли РФ Виктору Христенко пожаловался гендиректор ОАО «Уралвагонзавод (г. Нижний Тагил, Свердловская обл., основной российский производитель подвижного состава) Олег Сиенко. В январе — марте, по словам главы «Уралвагонзавода», произошло значительное увеличение цен: на железорудное сырье, уголь, кокс, ферросплавы — на 20—30%, лом стали — на 38%, металлопрокат — на 10—17%, на железнодорожное литье — до 60%. В числе воспользовавшихся экономической ситуацией О. Сиенко назвал ООО «УК „Евразхолдинг“», ООО «УК „Мечел-Сталь“», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «Северсталь». «На апрель от основных поставщиков металлопроката были получены предложения с очередным повышением цен от 10 до 30%. При этом металлурги отказываются фиксировать цены даже на небольшой срок», — отметил О. Сиенко. По итогам рассмотрения обращений железнодорожников и машиностроителей Правительство РФ поручило Минпромторгу, ФАС и Минэкономразвития срочно провести анализ ценообразования на рынке металлургической продукции и комплектующих.
В Минпромторге нашли компромисс
Минпромторг пришел к выводу, что «Уралвагонзавод», РЖД и металлурги должны заключить между собой как минимум квартальные контракты на поставку продукции, цена должна быть фиксированной, но ее уровень стороны должны определить в ходе переговоров. При этом металлургам предлагается поубавить свои аппетиты с учетом не только корпоративных интересов, но и ситуации в экономике в целом. Как сообщили «ЭЖ» в пресс-службе ведомства, письмо с таким решением направлено в Правительство РФ.
Рекомендацию подписать квартальные контракты поддержали и в Минэкономразвития, о чем было заявлено на прошедшем в министерстве совещании металлургов, которое провел замминистра Андрей Дементьев. В Минпромторге сообщили, что металлургические компании уже следуют этому совету, хотя не все проходит гладко. В московском представительстве Магнитогорского металлургического комбината отметили, что эксперты комбината и «Уралвагонзавода» ведут работу по согласованию цен на второй и третий кварталы. В пресс-службе РЖД также подтвердили начало диалога с рядом металлургических компаний, при этом РЖД настаивает зафиксировать цены на металлопродукцию до конца года.
В Минпромторге пояснили, что окончательные решения скорее всего будут приняты после того, как определит свою позицию ФАС России. Ожидается, что антимонопольная служба озвучит решение по данному вопросу в мае.
Аналитик «Уралсиб кэпитал» Николай Сосновский полагает, что РЖД, «Уралвагонзавод» и другие потребители металлопродукции будут ориентироваться на позицию ФАС. Однако, считает эксперт, следует учитывать, что рост цен на металлургическую продукцию в значительной степени обоснован, так как дорожает сырье, причем во всем мире.
Проблема в квадрате
Между тем, по мнению аналитиков, сложная ситуация на внутреннем рынке металлопродукции, связанная с ростом стоимости металла, может привести к обострению другой проблемы. Транспортные компании в этом году ожидают увеличения роста объема перевозок в среднем на 10—15%. Но из-за этого может вновь стать актуальной проблема дефицита подвижного состава.Крупнейшие игроки рынка железнодорожных перевозок ожидают от 2010 г. ощутимого роста. Первая грузовая компания (ПГК) планирует увеличить перевозки в 2010 г. почти на четверть — с 231,8 до 288 млн т. «Трансконтейнер» надеется в этом году перевезти на 7—10% грузов больше, чем в прошлом. В целом прогноз экспертов таков: по итогам 2010 г. грузоперевозки увеличатся в среднем на 10—15%.
Но если еще год назад компании не знали, куда девать простаивающие вагоны, то сейчас заявили об увеличении подвижного состава. Так, «Российские железные дороги» в лице своих «дочек» ПГК и «Трансконтейнера» собираются приобрести в 2010 г. 33 000 вагонов на сумму около 50 млрд руб. В I квартале 2010 г., по данным Росстата, выпуск вагонов вырос в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 10 000 единиц. Но, несмотря на впечатляющие темпы, производители вагонов не справляются с заказами. «Наши мощности полностью загружены на два года вперед, — говорит представитель «Уралвагонзавода» Ирина Штин. — От многих заказов приходится отказываться».