Эксперты и практики муниципального сообщества провели дистанционный обмен мнениями, а затем в очном режиме на круглом столе «Муниципальная власть — ресурс нашей страны по социальному развитию, выходу из экономического кризиса и буфер для предупреждения кризиса политического» обобщили поступившие предложения. Их вывод совпадает с оценками в публикациях «ЭЖ»: органы местного самоуправления по-прежнему финансово и административно зависимы от органов государственной власти субъектов Федерации. Это плохо.
В конце января президент Дмитрий Медведев поручил ряду федеральных министерств и ведомств до 30 апреля «проанализировать и обобщить практику реформирования местного самоуправления и представить предложения по развитию политической конкуренции в сфере местного самоуправления и оптимизации структуры муниципальных органов». Экспертное сообщество и главы отдельных муниципалитетов сформулировали свое видение проблемы. Рекомендации круглого стола направлены в федеральные органы государственной власти для рассмотрения их на самом высоком управленческом уровне. А вот от федеральных министерств и ведомств об исполнении поручения главы государства пока не слышно.
Нет официальной информации об исполнении президентского поручения, если не считать сообщения пресс-службы Министерства регионального развития РФ о заседании 26 апреля рабочей группы по вопросам региональной и муниципальной политики Общественного совета при министерстве. Но это мероприятие не стоит брать в расчет, поскольку на нем утверждался состав совещательного органа и принимался план работы на 2010 г.
В рабочих графиках руководства этого ведомства и других министерств на ближайшие недели нет сведений о возможных докладах по исполнению президентского поручения. А муниципальный актив считает, что выполнение федеральными органами власти поручения способно активизировать и систематизировать работу по муниципальной реформе, прежде всего в сфере налогового и бюджетного законодательства, поскольку назрела необходимость укрепления финансово-экономической основы местных органов власти, избираемых населением.
Финансовая несостоятельность муниципалитетов заложена в системе налогообложения
Главной проблемой в сфере местных финансов сегодня является низкий уровень налоговых доходов в местных бюджетах. Основным источником муниципальных финансов остаются межбюджетные трансферты. Сложившаяся система финансирования муниципальных образований достаточно адекватно отражает унизительное положение органов местного самоуправления в современной иерархии властных структур. Это не дает использовать имеющийся потенциал для развития конкретных муниципальных образований и государства в целом.
Анализ нормативно-правовой базы и практики ее применения позволяет сделать вывод, что сложившаяся ситуация обусловлена спецификой действующего законодательства в сфере распределения налоговых источников между уровнями бюджетной системы. Так, по данным Министерства финансов РФ, постоянно снижается доля налоговых доходов в местных бюджетах. Одновременно растет объем межбюджетного вспоможения — с 39,5% в 2004 г. до 58,6% в 2008 г. Ситуацию осложняет и то, что доля даже местных налогов в структуре налоговых доходов бюджетов муниципальных образований остается незначительной — менее 15%. В результате собственные бюджетные доходы 60% муниципальных образований на 70% и более формируются за счет дотаций и субсидий из вышестоящих бюджетов. Усугубляется финансовая зависимость органов местного самоуправления от региональных и федеральных властей.
Все большее распространение получает отрицательный трансферт, когда согласно ст. 142 Бюджетного кодекса РФ муниципалитеты перечисляют собственные средства в бюджеты субъектов Федерации для формирования региональных фондов: финансовой поддержки поселений и финансовой поддержки муниципальных районов (!). За три последних года их общий объем вырос в три раза и превысил 6 млрд руб. Такой переток денег дестимулирует развитие территорий, поскольку муниципалитетам невыгодно повышать свою бюджетную обеспеченность. Проще быть бедным, чем отчислять деньги в региональный бюджет. Да и ответственность за неисполнение части полномочий перекладывается на другой уровень власти. В итоге сокращается число вопросов местного значения, решаемых муниципалитетами, и ухудшается качество оказываемых населению публичных услуг.
Ничего не делаешь — плохо, Хорошо работаешь — опять плохо
Порой складывается парадоксальная ситуация, когда по решению судов или прокурорским предписаниям, а то и по прямому указанию губернаторов муниципалитеты вынуждены выполнять работы, не входящие в сферу их ответственности. В то же время глав муниципалитетов часто привлекают к ответу за бездействие в решении вопросов местного значения, на реализацию которых нет средств в местном бюджете.
Таким образом, нормы Налогового и Бюджетного кодексов РФ не способствуют развитию местного самоуправления. Из-за несовершенства законодательства не разграничены полномочия между разными уровнями публичной власти. Однако механизмы налогообложения не могут быть изменены на муниципальном уровне. Возможные перемены — компетенция федерального законодателя.
Но согласно проекту Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. предполагается введение налога на недвижимость взамен земельного налога и налога на имущество физических лиц. То есть намечается объединение двух местных налогов. При этом налог на недвижимость юридических лиц останется вне компетенции муниципалитетов. Хотя по Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 г. перспективным источником формирования доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов называется налог на недвижимость. По оценке специалистов, местные бюджеты в такой ситуации еще больше проиграют, поскольку объединенный налог планируется распределять между бюджетами субъекта Федерации и муниципальных образований.
Федеральный центр намерен отменить федеральные льготы по уплате местного налога на землю, который в полном объеме остается в муниципальных бюджетах. Казалось бы, вот оно — долгожданное подспорье. Однако суммарный объем льгот составляет всего 2,9 млрд руб., поскольку 68% земельного фонда страны относится к федеральной собственности. Так что дополнительная нагрузка на федеральный бюджет по компенсации уплаты федеральными структурами местного земельного налога не наполнит бюджеты более чем 20 000 муниципальных образований.
Намного эффективнее было бы наделить органы местного самоуправления полномочиями по учету земельных ресурсов и вовлечению их в налогооблагаемый оборот. Но, похоже, до 2013 г. подвижек со стороны федерального центра по отношению к муниципальной власти не предвидится. А степень доверия людей к местной власти — отражение веры населения к власти в целом. Институт самоуправления — рубежное формирование, где общество встречается с государством. И ему нужна государственная поддержка.