Опыт любой компании не только интересен, но и ценен. Особенно если он накоплен в энергетической отрасли, предприятия которой в полной мере переживают сегодня все «прелести» реорганизации. Поэтому конференция «Практика построения корпоративной информационной системы в условиях реформирования энергетики (на базе продуктов фирмы «1С»)», организованная ОАО «Иркутскэнерго», привлекла неподдельное внимание специалистов компаний, генерирующих и транспортирующих электроэнергию, а также сбытовиков.
Автоматизации «Иркутскэнерго» предшествовало изучение опыта построения корпоративных систем в зарубежных энергокомпаниях, а именно в Финляндии, США и Германии. Кто бы сомневался, там используются мощные информационные системы известных поставщиков с мировым именем. Но главное, что поняли наши специалисты: все, что реально работает, создано их коллегами — энергетиками. Причем для каждой компании один и тот же программный продукт претерпел существенные изменения и доработки в соответствии со спецификой деятельности. И у них без нее никуда. Отсюда вывод: используя программное обеспечение любого разработчика, большую часть работы придется делать самим.
Поэтому ставка в «Иркутскэнерго» была сделана на автоматизацию основных бизнес-процессов с последующей их интеграцией — это и дешевле, и проще, и без «потрясений и революций», чем при внедрении комплексной системы. Такой подход полностью себя оправдал, так как удалось в достаточно сжатые сроки и с меньшим бюджетом получить результат. Итог совместной работы в 2004—2005 годах бизнес-подразделений, управления по информационным технологиям и фирм-подрядчиков — создание систем сбыта, закупок, учета, планирования ремонтных работ, логистики и т. д., которые охватывают необходимые уровни управления: от дочерних зависимых обществ до исполнительной дирекции и филиалов.
Все системы находятся в промышленной эксплуатации, в каждой функциональной области в среднем автоматизировано от 350 до 400 рабочих мест, а средний срок выполнения такого рода проектов составил от 9 до 15 месяцев.
Проекты на платформе "1С: Предприятие 8.0", выполненные в ОАО "Иркутскэнерго" компаниями
1. «Форус» (г. Иркутск):
● автоматизированная система управления сбытом энергии и расчетов с потребителями;
● автоматизированная система учета и анализа прямых затрат по местам их возникновения;
● автоматизированная система обработки, учета и анализа информации по инвестиционной деятельности;
● автоматизированная система казначейского исполнения бюджета (в стадии опытной эксплуатации).
2. AXELOT (г. Москва):
● автоматизированная система управления процессом снабжения товарно-материальными ценностями;
● автоматизированная система управления топливным обеспечением.
Базовые документы
Для нормальной работы и развития любой компании вне зависимости от размера и сферы деятельности необходимы два базовых документа: Политика в области информационных технологий (ИТ) и ИТ-стратегия. Эти документы должны быть утверждены руководством компании и согласованы с акционерами.
Политика в области ИТ — это декларация общих принципов, подходов к развитию ИТ. Вот, например, некоторые положения документа: во всех дочерних обществах и филиалах внедряются единая система и технические решения; любые значимые изменения в сфере ИТ считаются проектом, который имеет бизнес-обоснование, бюджет, и его руководитель непосредственно отвечает за достижение поставленных целей; управление по ИТ способствует развитию корпоративной культуры, ориентированной на использование ИТ и повышение производительности труда и управляемости бизнеса.
ИТ-стратегия описывает концепцию построения и развития информационной системы и среды ее функционирования. Этот документ необходимо постоянно корректировать, сверяя путь к поставленным целям по ранее определенным стратегическим ориентирам.
Каждая ИТ-стратегия имеет четыре составляющие — программное обеспечение, оборудование, персонал, управление — и два горизонта — среднесрочную (ближайшие год — три) и долгосрочную (тот «коммунизм», к которому стремится компания) перспективу.
Точка отсчета
Типичная ситуация для большинства компаний: автоматизированы основные бизнес-процессы, но системы не интегрированы между собой. Оснащенность ИТ-оборудованием находится на приемлемом уровне, инфраструктура позволяет внедрять корпоративное программное обеспечение. Однако персонал проявляет к автоматизации сдержанное отношение, а нередко откровенно саботирует ее. Неэффективная организация ИТ-подразделений, особенно в компаниях с разветвленной и сложной структурой, может тоже негативно сказаться на результатах ИТ-проекта.
На перекрестке дорог
Решение задачи информатизации компании и построения корпоративной системы управления может развиваться по нескольким направлениям: внедрение мощной полнофункциональной системы или автоматизация бизнес-процессов. Выбор пути определяют цели и задачи, а также финансовые и профессиональные возможности сотрудников компании и ее партнеров по проекту.
К внедрению и использованию в повседневной практике больших универсальных информационных систем большинство даже крупных и финансово обеспеченных компаний сегодня не готово. Это объясняется в первую очередь низкой мотивацией персонала на комплексную автоматизацию и недостаточным уровнем компьютерной грамотности.
Кроме того, такой дорогой проект имеет длительные сроки внедрения и окупаемости. Для его реализации и дальнейшего сопровождения системы нет еще достаточного опыта, особенно в регионах. Процессы изменения системы в соответствии с изменением бизнес-процессов, ее адаптация к российским условиям хотя и возможны, но сложны и трудоемки.
Автоматизация же отдельных бизнес-процессов служит основой последующей интеграции и построения полнофункциональной системы. Такой подход позволяет быстро решать локальные задачи только на необходимых направлениях и в нужном объеме при относительно низких затратах. Да, эти системы между собой слабо интегрированы, но через год-два они окупаются. Кроме того, успешное внедрение специализированного программного обеспечения демонстрирует эффективность информационных технологий персоналу, способствует развитию корпоративной культуры.
Справка
ОАО «Иркутскэнерго» — крупнейшая энергокомпания Сибири, включающая:
● Иркутскую, Братскую и Усть-Илимскую гидроэлектростанции с установленной электрической мощностью 9000 МВт;
● 12 ТЭЦ с установленной электрической мощностью 4000 МВт и выработкой тепла более 27 000 тыс. Гкал;
● 5 электросетевых филиалов (в процессе реформирования выведены в ООО «Иркутская электросетевая компания»);
● более 15 дочерних зависимых обществ.
Общая протяженность обслуживаемых компанией электрических сетей составляет 35 тыс. км, тепловых — 1,4 тыс. км.
В компании и ее дочерних обществах трудятся более 20 тыс. человек.
Решение принято
Направление автоматизации, которое выбрало «Иркутскэнерго», считают в компании, является наиболее оптимальным для предприятий отрасли в условиях ее реформирования.
Программные продукты на платформе «1С:Предприятие 8.0» имеют базовое решение, которое можно адаптировать к нуждам компании. Важный аргумент — наличие сети сертифицированных специалистов. Поэтому для ведения проектов можно приглашать региональные компании и только для решения важных методологических вопросов привлекать крупные московские фирмы с соответствующими компетенциями.
Кроме того, платформа позволяет создавать тиражируемые, легко отчуждаемые продукты, которые можно использовать в других энергосистемах и компаниях, где всегда найдутся специалисты, способные их поддерживать и сопровождать. А это уже путь к прямому возврату инвестиций.
В соответствии с ИТ-стратегией планируется также внедрение системы, которая позволит эффективно управлять ИТ-инфраструктурой.
По проторенному пути
Сегодня практически внутри каждого акционерного общества наблюдается сложная ситуация. Отсутствие единства во взглядах топ-менеджмента, вопросы политического взаимодействия между крупными акционерами осложняют и без того трудную и ответственную работу ИТ-руководителя. Отсутствие заинтересованности и поддержки ИТ-подразделений со стороны высшего руководства и акционеров представляет собой, пожалуй, основной риск внедрения крупных корпоративных систем. А в энергетической отрасли этот риск сегодня еще выше из-за проводимых реформ, отношение к которым у ее предприятий неоднозначно.
Поэтому ИТ-руководители, принявшие участие в конференции, внимательно изучали успешный опыт. Ведь их задача — разработать и обосновать концепцию автоматизации в своих компаниях, представить ее на рассмотрение руководства, акционеров.
Если на предприятии уже внедряется крупная интегрированная система, тем более не первый год, не имеет смысла от нее отказываться. Но параллельная автоматизация ключевых бизнес-процессов позволит ускорить получение результатов.
Для вновь образованных в рамках реформы компаний такой путь может быть предпочтителен. Ведь есть не только успешный опыт, но и готовые методики и технологические решения, которые можно позаимствовать. Есть и ИТ-компании, которые могут выполнять такие проекты на высоком уровне.
Но для проведения успешной автоматизации ИТ-подразделениям необходимы внимание и поддуржка со стороны руководства.