Троица

| статьи | печать

Близится Троицын день. По древней традиции понесут в этот день в храмы полевые цветы и веточки березы, украсят ими иконы и дома. Запахнет в церквах свежескошенной травой, облачатся священники в зеленые ризы и будут прославлять Святую Троицу…

Немного существовало на Руси храмов, посвященных Троице, мало было икон — слишком трудным, оторванным от реальности был этот образ. Сергий Радонежский, великий подвижник, увидел в нем не сложный богословский термин, не предмет для философских споров, а символ любви, единства и мира. Именно Троице был посвящен основанный им монастырь.

Традицию почитания Троицы подхватил и продолжил Андрей Рублев. С юных лет проникся он Божественным учением и уже отроком принял монашество. Не сразу овладел Рублев тайнами иконописи, многому учился у византийских мастеров, много времени проводил в храмах, всматриваясь в мельчайшие детали икон, много молился, прося у Господа помощи. И со временем вырос в величайшего Мастера.

Описывая страшный пожар 1547 года в Москве, летописец с ужасом замечает, что в Благовещенском соборе Кремля «Деисус Андреева письма Рублева сгорел».

Через сто лет после смерти иконописца, в 1551 году, по решению Стоглавого собора рублевская «Троица» была признана образцом для всех последующих изображений Троицы. Почему именно эта икона стала эталоном для иконописцев? Почему безусловно верным кажется отзыв о ней Павла Флоренского, сказавшего, что «если есть «Троица» Рублева, значит, есть и Бог»?

Житие Андрея Рублева, причисленного к лику святых, рассказывает, как настоятель Троице-Сергиевой лавры Никон «повелел ему написать икону Пресвятыя Троицы во славу преподобного Сергия. Преподобный же Андрей воззвал к великому авве Сергию, дабы тот молитвами и предстоянием своим пред Господом помог ему через образ Имя Пресвятыя Троицы пред человеками прославить и перед ангелами вознести, да воззрением на сей образ побеждается ненавистная рознь мира сего».

Но как передать то, в чем великая тайна, то, что не может быть понято человеческим умом? Как понять: Бог Един, но в трех лицах; Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух существуют нераздельно друг от друга, но и не сливаются вместе? Как соединить несоединимое?

Всегда в этих случаях на помощь иконописцам приходил язык символов. Часто для изображения Троицы использовали рассказ из Ветхого Завета о явлении Аврааму трех мужей, которых Авраам и его жена Сарра встретили с величайшим почтением.

Христианская традиция понимала этот сюжет как явление Аврааму трех ипостасей Господа в ангельском виде. По-своему переосмыслил этот сюжет Андрей Рублев: на его иконе нет ни Сарры, ни Авраама, ни богато накрытого стола — лишь три ангела ведут неспешную беседу о чем-то перед чашей. О чем ведут они свою беседу? Может быть, рассуждают о Спасении мира, соблазненного грехом, раздираемого распрями и междоусобицами?

Давно подмечено, что ангелы Рублева объединены движением друг к другу, словно вписаны в круг и составляют единое целое, нечто чистое, совершенное, безгрешное. Убери хотя бы одного, и пропадет вся гармония, исчезнет любовь. Быть может, оставлен нам этот образ для нашего единения и сплочения? Чтобы черпали мы из него силы для восстановления мира и согласия, чтобы преодолели все ссоры и распри, чтобы возлюбили ближних как самих себя, чтобы возлюбили Господа всем сердцем своим?

Непростую судьбу пережила рублевская «Троица». Долгое время скрывали ее богатые пышные ризы, которые были сняты только в начале XX века. И к изумлению реставраторов, обнаружилось тогда, что икона была несколько раз переписана.

Потребовалось немало сил и терпения, чтобы открыть подлинное авторское письмо. В 1928 году икона была передана на хранение Государственной Третьяковской галерее, где находится до сих пор. А для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры была сделана копия.

Сквозь века смотрим мы на икону Рублева и проникаемся ее одухотворенностью и покоем. Невластно время над ликами ангелов. Устремив свой взгляд в вечность, ведут они свой неторопливый, задумчивый разговор…