Небольшая просрочка поставки товара может обернуться для продавца выплатой не только неустойки, но и упущенной выгоды.
Продавец просрочил поставку партии дизельного топлива. Хотя она составила всего шесть дней, покупатель обратился в суд с иском о взыскании не только договорной неустойки (с которой поставщик не спорил), но и с требованием о взыскании убытков в виде упущенной выгоды.
Дело в том, что покупатель приобретал топливо для последующей реализации розничным и мелкооптовым покупателям с соответствующей наценкой. В период просрочки цены на нефтепродукты резко упали. Это вынудило истца реализовывать дизельное топливо по сниженным ценам (более чем на 30%). Как следствие — значительные убытки в виде упущенной выгоды.
Факт причинения убытков подтверждается анализом убыточности представленных истцом договоров со своими покупателями.
Ответчик утверждал, что истец не доказал реальную возможность получения прибыли от реализации поставляемого ответчиком товара, в случае если бы поставка товара была произведена своевременно. Но суд отверг такой довод: доказательством реальной возможности получить прибыль является анализ доходности сделок истца за предыдущие периоды.
Согласно п. 1 ст. 394 ГК РФ если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой. Необходимо помнить, что договором могут быть предусмотрены случаи, когда убытки взыскиваются в полной сумме сверх неустойки. В данном случае сумма неустойки не покрыла убытки и поставщику пришлось раскошелиться (постановление ФАС Уральского округа от 29.03.2010 № Ф09-1973/10-С3).