Кризис выпивкам не помеха

| статьи | печать

В кризис россияне не стали меньше употреблять алкогольных напитков, а просто перешли на продукцию более доступных ценовых сегментов. Об этом говорят данные анализа итогов импорта алкоголя в РФ за 2009 г., проведенного компаний ILS. Так, средняя инвойсная (заявленная в документах при таможенном оформлении продукции) стоимость вина и водки за год снизилась примерно на 5%, коньяков и других крепких спиртных напитков — почти на 11%.

Прошлый год начинался для всех участников рынка импортного алкоголя достаточно тревожно. Первые кризисные месяцы, пришедшиеся на высокий предновогодний сезон и отмеченные стремительным ростом курса евро/доллара, многие импортеры пережили спокойно за счет заказов, традиционно согласованных и размещенных задолго до начала пика продаж. А вот дальнейшее развитие событий в начале года предсказать было затруднительно.

«Для нас, как и для большинства игроков рынка, было очевидно, что случившийся экономический кризис отразится на всех сторонах нашего бизнеса, — рассказала корреспонденту „ЭЖ“ коммерческий директор ILS Татьяна Карцева. — Во-первых, импорт тесно связан с курсом евро/доллара, а темпы роста его тогда никто не мог спрогнозировать. Во-вторых, мы понимали, что кризис неизбежно вызовет изменения в политике зарубежных поставщиков алкогольной продукции. Ведь многие из них и во времена стабильности настороженно относились к российским импортерам, пристально изучая кредитную историю каждой компании. Ну и наконец, было очевидно, что в сложившихся условиях произойдут перемены и на внутреннем потребительском рынке: могла снизиться покупательская активность, измениться ассортиментная и ценовая политика торговых точек».

В состоянии неопределенности, в ходе которой часть компаний максимально сократила объемы ввозимой продукции, а часть и вовсе приостановила деятельность, рынок импортного алкоголя пребывал почти в течение полугода. По данным аналитической службы ILS, импорт алкогольной продукции в России в январе — июне 2009 г. сократился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года практически на 30%. Особенно пострадали крепкие спиртные напитки: падение объемов импорта было наиболее заметным и в некоторые месяцы приближалось к 50%.

«Мы всегда утверждали, что российский потребитель в силу традиций, менталитета и массы других причин не будет отказываться от покупки алкоголя в таких объемах, чтобы это могло серьезно подорвать импорт. В результате под воздействием кризиса лишь изменилась ценовая структура ввозимого алкоголя и его ассортимент», — отметила Т. Карцева. По словам эксперта, падение объемов импорта в начале года — результат того, что и производителям, и дистрибьюторам, и импортерам потребовалось время, чтобы сориентироваться в новых рыночных условиях и внести коррективы в свою работу. Ряд небольших компаний, не справившись с осложнившейся ситуацией, ушел с рынка. Но это значит, что освободившаяся доля перешла к более сильным импортерам, которые на тот момент были способны предложить своим клиентам более качественный и стабильный сервис, что, несомненно, пошло на пользу всей отрасли.

По статистике, в 2009 г. рынок покинули 46 компаний-импортеров (для сравнения: в 2008 г. с рынка ушли только 33 компании). При этом значительная часть всего импорта алкогольной продукции (около 60%) сосредоточилась в руках 15 крупнейших игроков.

К концу года на рынке импортного алкоголя наметилась положительная динамика: с сентября импортеры стали активно наращивать объемы. В декабре 2009 г. в Россию было импортировано практически столько же алкогольной продукции, сколько и в декабре 2008 г., когда кризис только начинался. Сейчас импортеры смотрят в будущее с оптимизмом. «На сегодняшний день не видно серьезных причин, которые помешали бы импортерам догнать и перегнать докризисный 2008 г. в самом ближайшем будущем», — отмечают в ILS.

Средняя инвойсная стоимость импортируемой алкогольной продукции, долл./л

Категория

2006

2007

2008

2009

Вино

1,36

1,85

2,28

2,15

Водка

2,17

2,69

2,51

2,37

Коньяк и бренди

9,98

12,98

12,62

10,94

Общая динамика импорта всей алкогольной продукции, млн л

Год

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Всего

2007

31,2

28,4

33,2

32,5

31,4

25,2

29,2

30,1

30,4

35,4

40,8

42,6

390,5

2008

23,8

32,4

30,9

37,2

35,2

31,8

39,8

35,5

38,4

41,9

36,3

37,0

420,1

2009

14,7

20,8

26,9

26,3

23,5

23,3

24,6

26,1

30,7

35,3

36,1

36,7

325,0

Источник: ILS