В кризис россияне не стали меньше употреблять алкогольных напитков, а просто перешли на продукцию более доступных ценовых сегментов. Об этом говорят данные анализа итогов импорта алкоголя в РФ за 2009 г., проведенного компаний ILS. Так, средняя инвойсная (заявленная в документах при таможенном оформлении продукции) стоимость вина и водки за год снизилась примерно на 5%, коньяков и других крепких спиртных напитков — почти на 11%.
Прошлый год начинался для всех участников рынка импортного алкоголя достаточно тревожно. Первые кризисные месяцы, пришедшиеся на высокий предновогодний сезон и отмеченные стремительным ростом курса евро/доллара, многие импортеры пережили спокойно за счет заказов, традиционно согласованных и размещенных задолго до начала пика продаж. А вот дальнейшее развитие событий в начале года предсказать было затруднительно.
«Для нас, как и для большинства игроков рынка, было очевидно, что случившийся экономический кризис отразится на всех сторонах нашего бизнеса, — рассказала корреспонденту „ЭЖ“ коммерческий директор ILS Татьяна Карцева. — Во-первых, импорт тесно связан с курсом евро/доллара, а темпы роста его тогда никто не мог спрогнозировать. Во-вторых, мы понимали, что кризис неизбежно вызовет изменения в политике зарубежных поставщиков алкогольной продукции. Ведь многие из них и во времена стабильности настороженно относились к российским импортерам, пристально изучая кредитную историю каждой компании. Ну и наконец, было очевидно, что в сложившихся условиях произойдут перемены и на внутреннем потребительском рынке: могла снизиться покупательская активность, измениться ассортиментная и ценовая политика торговых точек».
В состоянии неопределенности, в ходе которой часть компаний максимально сократила объемы ввозимой продукции, а часть и вовсе приостановила деятельность, рынок импортного алкоголя пребывал почти в течение полугода. По данным аналитической службы ILS, импорт алкогольной продукции в России в январе — июне 2009 г. сократился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года практически на 30%. Особенно пострадали крепкие спиртные напитки: падение объемов импорта было наиболее заметным и в некоторые месяцы приближалось к 50%.
«Мы всегда утверждали, что российский потребитель в силу традиций, менталитета и массы других причин не будет отказываться от покупки алкоголя в таких объемах, чтобы это могло серьезно подорвать импорт. В результате под воздействием кризиса лишь изменилась ценовая структура ввозимого алкоголя и его ассортимент», — отметила Т. Карцева. По словам эксперта, падение объемов импорта в начале года — результат того, что и производителям, и дистрибьюторам, и импортерам потребовалось время, чтобы сориентироваться в новых рыночных условиях и внести коррективы в свою работу. Ряд небольших компаний, не справившись с осложнившейся ситуацией, ушел с рынка. Но это значит, что освободившаяся доля перешла к более сильным импортерам, которые на тот момент были способны предложить своим клиентам более качественный и стабильный сервис, что, несомненно, пошло на пользу всей отрасли.
По статистике, в 2009 г. рынок покинули 46 компаний-импортеров (для сравнения: в 2008 г. с рынка ушли только 33 компании). При этом значительная часть всего импорта алкогольной продукции (около 60%) сосредоточилась в руках 15 крупнейших игроков.
К концу года на рынке импортного алкоголя наметилась положительная динамика: с сентября импортеры стали активно наращивать объемы. В декабре 2009 г. в Россию было импортировано практически столько же алкогольной продукции, сколько и в декабре 2008 г., когда кризис только начинался. Сейчас импортеры смотрят в будущее с оптимизмом. «На сегодняшний день не видно серьезных причин, которые помешали бы импортерам догнать и перегнать докризисный 2008 г. в самом ближайшем будущем», — отмечают в ILS.
Средняя инвойсная стоимость импортируемой алкогольной продукции, долл./л
Категория |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Вино |
1,36 |
1,85 |
2,28 |
2,15 |
Водка |
2,17 |
2,69 |
2,51 |
2,37 |
Коньяк и бренди |
9,98 |
12,98 |
12,62 |
10,94 |
Общая динамика импорта всей алкогольной продукции, млн л
Год |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Всего |
2007 |
31,2 |
28,4 |
33,2 |
32,5 |
31,4 |
25,2 |
29,2 |
30,1 |
30,4 |
35,4 |
40,8 |
42,6 |
390,5 |
2008 |
23,8 |
32,4 |
30,9 |
37,2 |
35,2 |
31,8 |
39,8 |
35,5 |
38,4 |
41,9 |
36,3 |
37,0 |
420,1 |
2009 |
14,7 |
20,8 |
26,9 |
26,3 |
23,5 |
23,3 |
24,6 |
26,1 |
30,7 |
35,3 |
36,1 |
36,7 |
325,0 |
Источник: ILS