С 1 июня Сбербанк вводит для москвичей комиссию в размере 2% при оплате услуг ЖКХ в своих отделениях. Эксперты подсчитывают, сколько времени понадобится, чтобы этот опыт задействовали в регионах.
Сбербанк России с середины марта делает разные заявления о появлении комиссии при оплате услуг ЖКХ. Первоначально было объявлено о 3% комиссии при оплате услуг ЖКХ в офисах Сбербанка и 0,5% — при использовании системы «мобильный банк» или «Сбербанк онлайн». В качестве причины указывался отказ московского правительства погашать эту комиссию, как раньше. Затем решение о комиссии как будто отменили или перенесли на неопределенный срок. По некоторым данным, впоследствии оказалось, что решение о переносе взимания комиссии было принято в ответ на «политическую просьбу» правительства Москвы. Мол, столичные начальники не хотели омрачать москвичам майские праздники. И вот после Парада Победы объявили, что комиссия все же будет, правда не 3, а 2% (для онлайн-услуг 0,5%, как в первоначальном варианте).
После первых сообщений о том, что московское правительство отказывается платить комиссию и Сбербанк будет взимать ее с москвичей, разгорелась острейшая дискуссия. Собственно, обсуждалось несколько основных позиций. Во-первых, почему Москва решила вдруг переложить свои платежи на плечи москвичей. До конца прошлого года комиссию при оплате услуг ЖКХ взимали банки с поставщиков услуг — сбытовых компаний (компании отдавали Сбербанку 1,9% суммы платежа). Правительство Москвы компенсировало компаниям эти расходы. В конце прошлого года столичное правительство приняло постановление о прекращении компенсационных выплат. Банковские расходы на проведение коммунальных платежей перекладывались на потребителей.
Во-вторых, почему «социальный» банк решил взимать с горожан такую высокую комиссию. Банковское сообщество просто взорвалось комментариями. Многие отмечают, что достаточно простая банковская услуга исчисляется в процентах от суммы. Таким образом, не очень понятен экономический расчет процесса. ФАС России стоит обратить внимание на это обстоятельство. Однако в Сбербанке именно двухпроцентную комиссию считают экономически обоснованной: «Тарифная политика по услугам банка строится на принципе их окупаемости».
В-третьих, банковское сообщество, которое не находится в столь привилегированных условиях, как Сбербанк, обсуждает всю технологию обслуживания коммунальных платежей. Банк, принимая и проводя платежи за услуги ЖКХ, зарабатывает не только комиссию, которая ежегодно составляет около 1,33 млрд руб. При таких оборотах средний дневной остаток средств весьма немал. Смекалистые банкиры знают, как можно с выгодой распорядиться миллионом-другим, чтобы за пару часов заработать на краткосрочном займе или ссуде. К тому же коммунальные службы тоже открывают счета в Сбербанке, и их остатки находятся в банке...
В-четвертых, непонятно, почему Сбербанк так легкомысленно отталкивает клиентов, предлагая высокую комиссию. Например, подконтрольный правительству Москвы Банк Москвы в разгар дискуссии о комиссии (в середине марта) свою ставку резко снизил: комиссии за оплату услуг ЖКХ опустились с 3 до 0,5% (при оплате в отделениях).
Несмотря на то что комиссии Банка Москвы окажутся после 1 июня самыми низкими на рынке, большинству плательщиков это вряд ли поможет, указывают эксперты. Нельзя забывать, что у Банка Москвы в Москве только 30—40 отделений, а у Сбербанка — более 700. Впрочем, москвичи, для которых эта комиссия покажется существенной, найдут дорогу в Банк Москвы. Уже с 1 июня можно будет наблюдать постепенный переток клиентов из Сбербанка. Может быть, в том, чтобы выманить клиентов из Сбербанка, и состоит подлинный смысл этой странной операции — взимание 2% с горожан.