Кризис вынудил правительство сделать поблажки основной отрасли, наполняющей бюджет, — топливно-энергетической. В частности, для восточносибирской нефти была введена нулевая ставка экспортной пошлины. Это объясняется не только высокой себестоимостью добычи нефти, но и рентабельностью поставок в Китай, под которые была построена труба Восточная Сибирь — Тихий океан.
Сейчас, когда цены на нефть стабилизировались на высоких уровнях (хотя в меньшей степени это касается китайских поставок), Минфин России предложил вернуться к вопросу о пошлине на восточносибирскую нефть.
Как показало выступление «нефтяного» вице-премьера Игоря Сечина, одновременно с повышением пошлины, а точнее с реформированием системы сбора пошлин, введут минимальную цену. Пошлина взиматься не будет вовсе, а если выше этой цены, то по сложной формуле — будет изменено и налогообложение нефтяной отрасли. Но и по данному поводу у Минфина и Минэнерго разные мнения. И. Сечин заверил агентство Reuters, что к концу года появится согласованная версия.
Минфин и Минэнерго не могут договориться о налоговом режиме не для всех месторождений, а только для сложных — в случаях, когда нефтедобывающие компании работают в труднодоступных регионах: на морских шельфах, месторождениях Восточной Сибири. Минэнерго России предлагает оставить таким предприятиям льготный режим, Минфин России категорически против.
«Пока будем в текущем режиме с ними (Минфином) договариваться», — сказал И. Сечин. До конца года участники дискуссии представят предложения премьер-министру.
В концепции новой системы налогообложения речь идет о замене НДПИ (в I квартале 2010 г. доля налога в налоговых поступлениях составила 39%) и экспортных пошлин налогом на дополнительный доход. Минфин обещает, что уже с 1 июля действие нулевой пошлины прекратится.
Сокращение налоговой нагрузки на нефтяные компании отрицательно скажется на российском бюджете, считают эксперты. Найти разумный баланс будет непросто. Тем более что бережно собранный Алексеем Кудриным Резервный фонд, позволяющий бюджету не сокращать основные расходные статьи, быстро тает.
Налоговые поступления в 2010 г., по данным ФНС России
Январь — март 2010 г. |
+/– к январю — марту 2009 г. | |
Общие налоговые поступления в федеральный бюджет |
825 млрд руб. |
+32% |
Поступления от НДС |
407 млрд руб. (49% всех сборов) |
+24% |
Поступления от НДПИ |
325 млрд руб. (39% всех сборов) |
+90% |
Поступления от налога на прибыль |
47 млрд руб. (6%) |
–50% |