В четверг, 20 мая, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина сообщила о том, как планируется создавать и финансировать Фонд дорожного строительства.
Дорожные фонды были ликвидированы, как опухоли, в 2000 г. До этого несколько десятилетий они наполнялись за счет взимания с предприятий оборотных налогов (о которых сегодня трудно вспоминать без содрогания). Поскольку по факту дорожные фонды являлись «кошельками губернаторов», то все десять лет шла яростная борьба за их воссоздание. Кризис обострил проблему финансирования регионов, и в декабре 2009 г. президент Дмитрий Медведев дал поручение правительству проработать варианты воссоздания дорожных фондов. 19 мая, в среду, председатель правительства, председатель партии «Единая Россия» Владимир Путин провел совещание, после которого заявил: «Мы приняли решение о создании бюджетного фонда по строительству и ремонту дорог по типу инвестфонда, в котором будут аккумулироваться минимальные средства для поддерж-ки автодорожной сети... субъекты Федерации будут наделены правом по созданию аналогичных структур на региональном уровне».
Теперь Э. Набиуллина подыскивает такие варианты финансирования любимых детей регионов, чтобы соблюсти приличия, то есть не возрождать оборотные налоги. В четверг она сказала журналистам: «Какие доходы будут направляться в Фонд, еще обсуждается, мы обсуждаем вопрос акцизов на бензин».
Дума, кстати, должна обсудить законопроект о новом механизме взимания транспортного налога — включение его в цену бензина (во всем мире от этого сейчас отказываются, переходя на налог за превышение содержания вредных веществ в выхлопах автомобилей или даже используя GPS-навигаторы для вычисления дальности пробега авто, как в Калифорнии).
Нет подсчетов, сколько будет стоить бензин после включения в его цену и интересов губернаторов, и устаревших механизмов взимания транспортного налога. Вряд ли цены на топливо в итоге получат импульс к снижению. Зато у россиян останется древняя забава шутливо размышлять, почему бензин в нефтедобывающей стране всегда дорожает: либо потому, что на мировых рынках нефть дорожает, либо от того, что в цене падает.