Менеджеры и руководители современных компаний постоянно решают задачу поиска оптимального решения в меняющейся ситуации на рынках. Потребительские рынки становятся все более чувствительными и требуют быстрых и правильных решений. В бизнес-анализе средством достижения успеха являются OLAP-технологии.
Главная задача бизнес-анализа — в сжатые сроки сформулировать конкретные предложения по оптимизации бизнес-процессов предприятия, опирающиеся на многофакторный анализ реальной ситуации. Эффективным решением задачи являются OLAP-технологии (Online Analytical Processing — «оперативный анализ данных»), представляющие удобные и быстродействующие средства доступа, просмотра и анализа деловой информации.
Аналитик получает естественную, интуитивно понятную модель данных, организованных в виде многомерных кубов. Осями многомерной системы координат в кубах служат основные атрибуты (характеристики) анализируемого бизнес-процесса. На пересечениях осей координат — измерений — находятся данные, количественно характеризующие бизнес-процесс — меры.
Аналитик может «разрезать» куб по разным направлениям, получать сводные или детальные сведения и осуществлять любые манипуляции, необходимые для анализа.
После того, как собраны и представлены все необходимые данные, многомерная структура может быть преобразована в двумерные таблицы для анализа конкретных атрибутов. OLAP-приложения позволяют построить даже их иерархию. Таким образом, каждый раз при обращении к агрегированным данным можно всегда спуститься на более низкий уровень их детализации.
Преимущества подобной формы представления и обработки данных для бизнес-анализа очевидны: при построении многомерной структуры нужно сделать запрос к базе данных лишь один раз, тогда как при создании традиционных отчетов по каждому критерию выборки необходимо сделать отдельный запрос, что многократно увеличивает нагрузку на корпоративный сервер и существенно снижает его производительность. Кроме того, OLAP-приложения имеют понятный и наглядный интерфейс и позволяют получать простые для восприятия и анализа отчеты, а все агрегированные показатели, необходимые для работы аналитика, подсчитываются сразу в момент построения куба.
Простота и изящность подхода, удобство и эффективность бизнес-анализа — главные преимущества OLAP-приложений, способные превратиться в конкурентные преимущества компании.
Недостатком такого подхода является то, что всю собранную и структурированную информацию нужно хранить отдельно. Цена высокой эффективности и производительности OLAP-приложений — увеличение объемов хранимой информации, что требует выделения дополнительных ресурсов памяти.
Для практического применения большинство производителей OLAP-приложений выпускают их в двух форматах — настольные OLAP-клиенты и OLAP-серверы.
Первые, как правило, позволяют создавать и работать с многомерными структурами, число измерений которых не превышает шести. Другая их особенность заключается в том, что они извлекают данные для построения кубов непосредственно из реляционной базы данных, а это означает, что производительность таких систем будет невысокой при большом объеме данных и количестве обращений к ней со стороны других приложений.
OLAP-серверы ориентированы на обработку больших объемов данных и позволяют снизить нагрузку на сервер реляционной базы. Клиентское приложение OLAP-серверов обеспечивает удобный просмотр и анализ отчетов.
Таким образом, при выборе реализации OLAP-приложений для решения бизнес-задач следует руководствоваться планируемым объемом аналитических работ, зависящих от масштабов и особенностей деятельности компании.