Коротко о важном («ЭЖ Вопрос-ответ», № 05, 2010 г.)

| статьи | печать

Уведомление о начале деятельности

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти.

Перечень работ и услуг, по которым нужно представлять уведомление, утвержден постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584.

Этот перечень дополнен некоторыми видами деятельности, а именно производством хлеба и мучных кондитерских изделий длительного и недлительного хранения, молочных продуктов, фруктовых и овощных соков, растительных и животных масел и жиров, сахара, продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов, безалкогольных напитков, кроме минеральных вод.

(Постановление Правительства РФ от 14.04.2010 № 245,
вступило в силу с 28 апреля 2010 г.)

 

Ценовые параметры мощности на оптовом рынке электроэнергии

Правительство РФ утвердило:

— Правила определения максимальной и минимальной цены на мощность для проведения конкурентных отборов мощности;

— Правила определения цены на мощность, продаваемую по договорам о предоставлении мощности;

— Правила индексации цены на мощность;

— Правила расчета составляющей цены на мощность, обеспечивающей возврат капитальных и эксплуатационных затрат.

(Постановление Правительства РФ от 13.04.2010 № 238)

 

О производных финансовых инструментах

ФСФР России утвердила положение, которое определяет виды договоров, являющихся производными финансовыми инструментами. К ним относятся следующие договоры (контракты): фьючерсный, биржевой форвардный, внебиржевой форвардный, своп.

В положении даны определения каждого из вышеперечисленных договоров. Договоры могут содержать условия и обязательства, не предусмотренные данным положением. Такие условия и обязательства не учитываются при определении вида производного финансового инструмента.

Также в положении приведен перечень базисных (базовых) активов и установлено, что производный финансовый инструмент может иметь более одного базисного (базового) актива.

(Приказ ФСФР России
от 04.03.2010 № 10-13/пз-н, зарегистрирован в Минюсте России 14.04.2010 № 16898,
вступил в силу с 4 мая 2010 г.)

 

Условия для публичного размещения ценных бумаг

ФСФР России установлены условия, соблюдение которых является обязательным для допуска ценных бумаг иностранных эмитентов к размещению и (или) публичному обращению в РФ по решению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Порядок регистрации проспектов ценных бумаг иностранных эмитентов и принятия решения о допуске ценных бумаг иностранных эмитентов к размещению и (или) публичному обращению в РФ, а также определены особенности регистрации проспектов облигаций иностранных государств и допуска облигаций иностранных государств к размещению и (или) публичному обращению в РФ.

Порядок не распространяется на допуск к публичному обращению ценных бумаг иностранных эмитентов, которые в соответствии со ст. 51.1 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» могут быть допущены к публичному обращению в РФ на основании решения российской фондовой биржи.

(Приказ ФСФР России
от 23.03.2010 № 10-20/пз-н, зарегистрирован в Минюсте России 12.04.2010 № 16867,
вступил в силу с 25 апреля 2010 г.)

Отчетность некоммерческих организаций

Минюстом России утверждены формы отчетов:

— о деятельности некоммерческой организации, персональном составе ее руководящих органов, а также о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;

— об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании;

— о деятельности религиозной организации, о персональном составе ее руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;

— структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации об объеме получаемых данным структурным подразделением иностранной некоммерческой неправительственной организации денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории РФ программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества.

(Приказ Минюста России
от 29.03.2010 № 72,
зарегистрирован в Минюсте России 09.04.2010 № 16857,
вступит в силу со дня признания утратившими силу абзацев 4—6 и 8 п. 1 постановления Правительства РФ от
5.04.2006
№ 212 и приложений № 3, 4, 5, 7 к нему)

Извещение о состоянии пенсионного счета

Утверждена форма извещения о состоянии пенсионного счета, направляемого негосударственными пенсионными фондами застрахованным лицам.

Форма извещения включает в себя сведения об общей сумме средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, нарастающим итогом на дату формирования извещения. В эту сумму включаются сумма средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, сумма средств пенсионных накоплений, полученных из другого негосударственного пенсионного фонда (в случае перехода застрахованного лица из одного фонда в другой), сумма средств пенсионных накоплений, поступивших от Пенсионного фонда РФ за расчетный период, результат инвестирования средств пенсионных накоплений за предыдущий финансовый год.

Данные извещения в соответствии с Федеральным законом от 07.05.98 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» направляются застрахованным лицам ежегодно в срок не позднее 1 сентября.

(Приказ
Минздравсоцразвития России
от 05.03.2010 № 129н, зарегистрирован в Минюсте России 21.04.2010 № 16946,
вступает в силу с 9 мая 2010 г.)

Изменена форма декларации пожарной безопасности

Разрешено представлять декларацию при помощи системы электронного документооборота.

Допускается ведение органами МЧС России перечня деклараций пожарной безопасности в электронном виде при условии ежедневного сохранения дубликата информации на магнитном носителе (с нарастающим итогом с начала календарного года в течение пяти лет) и ежемесячной архивации на бумажном носителе (с нарастающим итогом с начала календарного года в течение одного года).

Изменена структура регистрационного номера, который присваивается декларации при ее регистрации в перечне деклараций пожарной безопасности.

(Приказ МЧС России
от 26.03.2010 № 135, зарегистрирован в Минюсте России 13.04.2010 № 16887,
вступает в силу по истечении
десяти дней после дня
официального опубликования)

Разработаны формы документов для перехода на УСН

Налоговики разработали и утвердили формы документов, применяемые при переходе на УСН, а также при отказе от ее применения:

— № 26.2-1 «Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения»;

— № 26.2-2 «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения»;

— № 26.2-3 «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения»;

— № 26.2-4 «Сообщение о несоответствии требованиям применения упрощенной системы налогообложения»;

— № 26.2-5 «Сообщение о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения»;

— № 26.2-6 «Уведомление об изменении объекта налогообложения»;

— № 26.2-7 «Информационное письмо».

Приказ МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495, которым были утверждены ранее рекомендуемые к применению формы документов, признан утратившим силу.

(Приказ ФНС России от 13.10.2010 № ММВ-7-3/182@)

Разъяснения по декларации пожарной безопасности

Для строящихся объектов декларация пожарной безопасности должна быть составлена и направлена в органы государственного пожарного надзора МЧС России непосредственно перед вводом объекта защиты в эксплуатацию. Декларация пожарной безопасности не представляется в орган строительного надзора при получении заключения о соответствии требованиям технических регламентов объектов, завершенных строительством или реконструкцией, и не является составной частью проектной документации. Отсутствие декларации не является основанием для отказа введения объекта защиты в эксплуатацию.

Наличие аккредитации в области пожарной безопасности для любых организаций, выполняющих разработку деклараций пожарной безопасности и проведение расчетов пожарного риска, не требуется.

В декларации пожарной безопасности указываются статьи Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ) и нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности, выполнение которых должно быть обеспечено на объекте защиты. Причем на действующие объекты защиты расчет пожарного риска не требуется.

Кроме того, в декларации на объекты защиты, эксплуатировавшиеся на день вступления в силу Технического регламента, достаточно указать требования пожарной безопасности, которыми необходимо пользоваться при эксплуатации объектов.

Сумму ущерба третьим лицам от возможного пожара на объекте защиты составитель декларации определяет самостоятельно.

Декларация согласованию с органами государственного пожарного надзора не подлежит. Отказом в регистрации декларации пожарной безопасности может послужить только ее несоответствие установленной форме.

(Разъяснения МЧС России)

О сроках подачи таможенной декларации

Статьей 329 Таможенного кодекса РФ установлено, что при ввозе товаров на таможенную территорию РФ таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей должны исчисляться со дня истечения срока подачи таможенной декларации. Таким образом, разрешение таможенного органа на продление срока подачи таможенной декларации продлевает срок подачи таможенной декларации и соответственно уплаты таможенных платежей на продленный таможенным органом срок.

При отсутствии мотивированного обращения декларанта за продлением срока подачи таможенной декларации с соответствующим разрешением таможенного органа таможенная декларация должна быть подана в течение 15-дневного срока со дня предъявления товаров в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита. Уплата таможенных платежей должна быть осуществлена до истечения указанного 15-дневного срока. При подаче таможенной декларации с нарушением 15-дневного срока в случае отсутствия письменного обращения декларанта о продлении срока подачи таможенной декларации уплачиваются пени в соответствии со ст. 349 Таможенного кодекса РФ за период со дня, следующего за днем истечения указанного 15-дневного срока.

(Письмо ФТС России от 09.04.2010 № 01-11/17535)

Учет процентов по договорам займа

Проценты по всем видам заимствования признаются в составе внереализационных расходов равномерно в течение всего срока действия договора займа (вне зависимости от наступления срока фактической уплаты процентов) на конец каждого месяца пользования полученными денежными средствами.

По договорам займа и иным аналогичным договорам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, доход (расход) признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец месяца соответствующего отчетного периода (п. 8 ст. 272 НК РФ).

Сумма расхода в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания расходов, определяемую в соответствии с положениями ст. 271—273 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 328 НК РФ налогоплательщик, определяющий расходы по методу начисления, определяет сумму расхода, выплаченного либо подлежащего выплате в отчетном периоде в виде процентов в соответствии с условиями договора, исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде с учетом положений указанного пункта. В аналитическом учете он обязан отразить в составе расходов сумму процентов, причитающуюся к выплате на конец месяца.

(Письмо Минфина России от 16.04.2010 № 03-03-06/1/270)

«Давальческий» ЕНВД

Предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли, в том числе товарами, произведенными третьей стороной из сырья налогоплательщика на давальческих началах, подлежит обложению ЕНВД при условии соблюдения норм главы 26.3 НК РФ.

Перечень видов предпринимательской деятельности, которая не относится к розничной торговле, указан в абз. 12 ст. 346.27 НК РФ. Вышеназванный вид деятельности в этот перечень не входит.

(Письмо Минфина России от 15.04.2010 № 03-11-11/100)

Отпускные учитываются пропорционально

При расчете налога на прибыль сумма начисленных отпускных за ежегодный оплачиваемый отпуск включается в состав расходов пропорционально дням отпуска, приходящимся на каждый отчетный период.

Отпускные относятся к расходам на оплату труда (п. 7 ст. 255 НК РФ). Указанные расходы признаются ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со ст. 255 НК РФ расходов на оплату труда (п. 4 ст. 272 НК РФ).

При методе начисления расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ).

(Письмо Минфина России от 13.04.2010 № 03-03-06/1/255)

О разъяснениях Минфина

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России рассмотрел обращение по вопросу разъяснения ст. 34.2 НК РФ и сделал вывод, что налоговые органы обязаны руководствоваться адресованными им письменными разъяснениями финансового ведомства по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

Обязанность налоговиков руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, в которых выражается позиция Минфина по конкретным и общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций, предусмотрена подп. 5 ст. 32 НК РФ

Руководствуясь п. 1 ст. 34.2 НК РФ Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. Названные субъекты не обязаны исполнять эти разъяснения, поскольку они не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Такие письма не препятствуют субъектам бизнеса и по-иному толковать НК РФ.

(Письмо Минфина России
от 13.04.2010 № 03-02-08/22)

Страховые взносы признают в момент начисления

Финансовое ведомство дало ответ на вопрос, следует ли руководствоваться в налоговом учете при признании расходов в виде страховых взносов на обязательное страхование в ПФР, ФСС России и фонды ОМС п. 6 ст. 272 НК РФ. Этот пункт обязывает признавать страховые взносы расходами того отчетного (налогового) периода, в котором перечислены (выданы из кассы) денежные средства на их оплату.

С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», регулирующий отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. По мнению Минфина России, названные страховые взносы нужно учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Что касается момента признания указанных расходов в налоговом учете, то согласно подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления. Этой нормой следует руководствоваться при определении момента признания в налоговом учете страховых взносов, ввиду того что они являются обязательными платежами.

(Письмо Минфина России от 13.04.2010 № 03-03-06/1/259)

«Упрощенец» не вправе учитывать взносы в СРО

Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом «доходы минус расходы», не вправе учитывать в составе расходов при определении налоговой базы затраты в виде взносов в компенсационный фонд и членских взносов, уплачиваемых при вступлении в саморегулируемую организацию.

Перечень расходов, учитываемых «упрощенцами» с объектом «доходы минус расходы» при определении налоговой базы, установлен п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Расходы в виде взносов некоммерческим организациям в названный перечень не включены.

(Письмо Минфина России от 12.04.2010 № 03-11-06/2/57)

Вычет НДС по договору лизинга

По лизинговым платежам на основании счетов-фактур, получаемых ежемесячно от лизингодателя, суммы НДС принимаются к вычету независимо от факта перехода права собственности на имущество.

Вычеты НДС производятся плательщиками этого налога на основании счетов-фактур, полученных от продавцов товаров (работ, услуг), либо документов, подтверждающих факт уплаты сумм НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при соблюдении условий, предусмотренных п. 2 ст. 171 НК РФ и п. 1 ст. 172 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 08.04.2010 № 03-07-11/92)

Компенсация судебных расходов — доход для «упрощенца»

Суммы компенсации судебных расходов и государственной пошлины, полученные налогоплательщиком по решению суда от ответчика, включаются в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по УСН.

При определении объекта налогообложения «упрощенцы» учитывают доходы от реализации в соответствии со ст. 249 НК РФ и внереализационные доходы в соответствии со ст. 250 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

Доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба признаются внереализационными на основании п. 3 ст. 250 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 08.04.2010 № 03-11-11/95)

Работа с платежами по страховым взносам

Администрирование страховых взносов в виде фиксированного платежа в период с 2002 по 2009 г. было возложено на налоговые органы.

При этом вся информация, относящаяся к платежам, зачисляемым в ПФР, передавалась налоговыми органами в ПФР в соответствии с Соглашением по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации от 02.12.2003 № БГ-16-05/189/МЗ-08-32/2-С.

С 2010 г. администрирование доходов от страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в бюджет ПФР, закреплено за ПФР.

Согласно приказу Минфина России от 30.12.2009 № 150н администрирование доходов бюджетов бюджетной системы РФ, относящихся к периоду исполнения функции администрирования по доходному источнику иным органом государственной власти РФ, осуществляется вновь утвержденным главным администратором (администратором) доходов бюджета.

Учитывая изложенное, проведение операций уточнения платежей по страховым взносам в виде фиксированного платежа должно производиться ПФР.

(Письмо ФНС России от 12.04.2010 № КЕ-22-1/272@)

Право на УСН при смене юридического адреса

Пунктом 3 ст. 346.13 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, за исключением случаев, когда по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и подп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 60 млн руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным подп. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ.

Вместе с тем налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения (п. 6 ст. 346.13 НК РФ).

Иных условий потери права на применение «упрощенки» и перехода на иные режимы налогообложения главой 26.2 НК РФ не предусмотрено.

Учитывая, что при смене организацией юридического адреса и регистрации в новой налоговой инспекции новое юрлицо не создается, указанная организация продолжает оставаться плательщиком «упрощенного» налога.

(Письмо ФНС России от 07.04.2010 № 3-2-07/20)