Использование арендованных автомобилей по договору перевозки и транспортной экспедиции, а также превышение стоимости оказываемых перевозчиком услуг среднерыночных цен сами по себе не свидетельствуют о наличии обмана, а значит, не являются основанием для признания сделки недействительной.
Перевозчик-экспедитор по договору перевозки и транспортной экспедиции принял на себя обязательства доставлять вверенный ему клиентом груз в пункт назначения, а также осуществлять экспедирование принятого к перевозке груза в соответствии с указаниями клиента.
Клиент неожиданно обратился в суд с иском о признании договора недействительным из-за того, что он был заключен под влиянием обмана, заключавшегося в намеренном введении клиента в заблуждение о возможности компании исполнить договор (перевозчик выдал чужие транспортные средства за свои, а стоимость сделки — как рыночную, хотя она оказалась выше среднерыночных цен).
Суд признаков обмана не обнаружил.
Обман применительно к ст. 179 ГК РФ представляет собой умышленное введение другой стороны в заблуждение с целью вступить в сделку. Заинтересованная в совершении сделки сторона преднамеренно создает у потерпевшего не соответствующее действительности представление о характере сделки, ее условиях, личности участников, предмете, других обстоятельствах, влияющих на его решение. При совершении сделки под влиянием обмана формирование воли потерпевшего происходит не свободно, а вынужденно, под влиянием недобросовестных действий контрагента, заключающихся в умышленном создании у потерпевшего ложного представления об обстоятельствах, имеющих значение для заключения сделки. Обман может относиться как к элементам самой сделки, так и к обстоятельствам, находящимся за ее пределами, в том числе к мотивам, если они имели значение для формирования воли участника сделки. Обманные действия могут совершаться в активной форме или состоять в бездействии (умышленное умолчание о фактах, способных воспрепятствовать совершению сделки).
Таким образом, в предмет доказывания по спору о признании сделки недействительной как совершенной под влиянием обмана входит в том числе факт умышленного введения недобросовестной стороной другой стороны в заблуждение относительно обстоятельств, имеющих значение для ее заключения.
Суд установил, что компания-перевозчик действительно во исполнение своих обязательств по договору осуществляла перевозку и экспедирование грузов клиента арендованными транспортными средствами и секрета из этого не делала. Клиент не представил доказательств, что он запрашивал у компании соответствующие сведения и в их предоставлении ему отказали либо получил сведения, не соответствующие действительности.
Кроме того, суд отметил, что действующее законодательство не содержит запрета на оказание транспортных услуг с привлечением арендованных транспортных средств. Что касается цены контракта, в силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Следовательно, имея намерение заключить договор перевозки и транспортной экспедиции, клиент свободен в выборе контрагента и, действуя добросовестно и разумно, мог получить информацию о рыночной стоимости оказываемых услуг от других компаний в целях заключения договора на наиболее выгодных для себя условиях.
(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.04.2010 по делу № А53-13828/2009)