В письме от 30.04.2010 № 01-11/21796 «О наличных расчетах за топливо и горюче-смазочные материалы» ФТС России определила, является ли оплата наличными топлива при заправке транспортного средства, осуществляющего международную перевозку товаров, нарушением валютного законодательства.
В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» при осуществлении валютных операций расчеты производятся юридическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках.
Из этого правила есть исключение: юридические лица — резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте РФ за обслуживание иностранных воздушных судов в аэропортах, иностранных судов в речных и морских портах, а также при оплате ими аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории РФ. Что такое обслуживание судов, наше законодательство не поясняет.
В результате иностранные перевозчики стали заправлять свои суда в России за наличные.
Таможенники усмотрели в этом нарушение валютного законодательства — незаконную валютную операцию, ответственность за которую установлена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Так ли это, разъяснила ФТС России.
Исходя из п. 1 ст. 69 Воздушного кодекса РФ все виды обслуживания полетов воздушных судов отнесены к обеспечению полетов воздушных судов. Согласно п. 3 этой же статьи правила и условия обеспечения полетов устанавливаются федеральными авиационными правилами. В соответствии с главой VIII «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128, авиатопливо является неотъемлемой частью обеспечения полетов и обслуживания воздушного судна.
Согласно перечню тарифов и услуг по обслуживанию воздушных судов, в том числе по обеспечению ГСМ (приказ Минтранса России от 02.10.2000 № 110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации»), данные тарифы и услуги отнесены к тарифам и услугам по обслуживанию воздушных судов. Следовательно, реализацию ГСМ также надо относить к обслуживанию воздушных судов.
Что касается заправки морских и речных судов топливом и ГСМ, во-первых, она называется бункеровкой судов. Во-вторых, в соответствии с п. 63.22.16 ОКВЭД снабженческое (шипчандлерское) обслуживание судов включает бункеровку судов. И в-третьих, Минтранс России считает, что это один из видов обслуживания судов в морских и речных портах РФ.
По мнению ФТС России, расчеты между нерезидентами и резидентами за топливо и ГСМ в наличной валюте признаются законной валютной операцией.