На днях разгорелся скандал. Заместитель председателя Центрального банка РФ Сергей Голубев на встрече со студентами в Санкт-Петербурге сделал два совершенно неожиданных заявления. Первое: «Сберегательный банк достаточно много допускает нарушений, и мы [ЦБ] ничего не можем сделать». Второе: «Пора уходить из Сберегательного банка. Председатель Центрального банка является председателем наблюдательного совета Сбербанка. Это конфликт интересов. Неполноценным становится надзор за таким банком».
Сбербанк на следующий день разразился пресс-релизом, в котором заверял, что «является исключительно законопослушной организацией, в которой исключены какие бы то ни было нарушения законодательства и инструкций Центрального банка РФ, а если таковые и выявляются, то в Сбербанке принимаются незамедлительные меры по их устранению».
Банк привел статистику проверок: «В Сбербанке, как в центральном аппарате, так и в территориальных банках, регулярно проводятся проверки со стороны Центрального банка и других контролирующих органов. В течение 2010 г. Центральный банк с учетом своих территориальных учреждений провел 1335 проверок и ревизий различных направлений деятельности Сбербанка».
Наличие конфликта интересов Сбербанк опроверг, пользуясь теми же аргументами, которые ставятся ему в вину. Наблюдательный совет Сбербанка состоит из 17 человек. 11 из них — представители Центробанка, четверо — независимые директора. Таким образом, считает Сбербанк, ЦБ РФ имеет абсолютно действенные и эффективные инструменты управления и контроля за Сбербанком: «Все наиболее значимые сделки между Сбербанком и Центральным банком проходят процедуру одобрения наблюдательного совета Сбербанка».
Еще через день первый заместитель председателя Центрального банка РФ Георгий Лунтовский был вынужден разъяснять рынку и Сбербанку, что заявление зампреда Банка России С. Голубева о необходимости выхода Центрального банка РФ из капитала Сбербанка не отражает официальной позиции регулятора.
Затем началась лукавая игра в толкование. Из Сбербанка пошли комментарии, что одно говорил С. Голубев студентам, а другое услышали и подхватили журналисты. На самом деле, мол, речь о выходе из капитала Сбербанка не идет, тем более что официальная позиция Центрального банка РФ сформулирована в законе, а он не велит сокращать долю Центрального банк РФ в Сбербанке ниже 50% плюс одна акция (на данный момент доля Центрального банка РФ составляет чуть более 60% голосующих акций).
В общем, все в Центральном банке РФ, и не только в ЦБ РФ, очень ждали возвращения в Москву самого С. Голубева, надеясь получить от него разъяснения. Сторонние наблюдатели сошлись во мнении, что С. Голубев перевозбудился, «будучи под воздействием либо неких паров, либо обаяния студенток».
Вновь возник вопрос о правомочности высказываний чиновников по поводу публичных компаний. Минфин предлагал запретить такого рода высказывания еще в 2004 г. Сейчас эту тему с новой силой подхватил руководитель Комитета по финансовому рынку, могущественный депутат Владислав Резник.
Однако банковскому сообществу очевидно, что конфликт интересов действительно есть. В кризис, например, статус акционера позволил Центральному банку РФ предоставить Сбербанку гигантский субординированный кредит — 500 млрд руб. Внешэкономбанк, поддерживавший субордами другие банки, на всю программу имел лишь 200 млрд руб.
Не стоит забывать, что ЦБ РФ, являясь акционером одного банка, осуществляет надзор и за ним, и за всеми остальными. А сегодняшняя конкурентная среда явно не способствует развитию этих остальных.
О том, что Центральному банку РФ давно пора выйти из капитала Сбербанка, говорили, кстати, и раньше, разве что в более округлых выражениях, но зато и более высокопоставленные люди, например Сергей Игнатьев, председатель ЦБ РФ. Тогда это не вызвало ни такой резкой отповеди в форме пресс-релиза, ни такого резкого падения котировок Сбербанка — сразу на 4%.
К четвергу С. Голубев то ли не появился в Москве, то ли не афишировал своего появления. Во всяком случае от автора скандальных фраз не последовало комменетариев.
Рынок гадает: может и впрямь Центральный банк РФ уйдет Сбербанка?
Кредитоваться проще не становится
Представительство АССА (The Association of Chartered Certified Accountants) в России провело независимый опрос, целью которого было определить, как за последний год изменилась доступность кредитов для компаний. В исследовании приняли участие 130 российских финансовых директоров и других финансовых специалистов (обладателей квалификаций АССА и ДипИФР Рус, а также студентов АССА).