Это событие случилось в конце X в. Некий старец, подвизавшийся на горе Афон близ Кареи, ушел в монастырь на всенощное бдение, оставив в келье молодого послушника. Ближе к ночи постучался к тому какой-то странствующий монах и попросился стать на молитву. Дружно и согласно стали славить они Господа пред иконой Божией Матери, называвшейся «Милующая», но когда дошло у них до стиха «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим», незнакомец заметил, что в их местах вначале поют «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего», а уже после «Честнейшую Херувим». И когда он пропел это неизвестное на Афоне славословие, стоявшая перед ними икона внезапно воссияла чудесным небесным светом, а у послушника, ощутившего вдруг необыкновенную радость, на глазах появились слезы от умиления. «Запиши мне эти дивные слова, — обратился он к гостю, — только вот где, не знаю, нет у нас здесь бумаги…» — «Это ничего, — отвечал ему незнакомец, — напишу вот на этом камне». И действительно написал их на каменной плите, умягчившейся под его рукой, словно воск.
Икона еще продолжала излучать таинственный свет, когда гость, назвавший себя Гавриилом, исчез, растворившись в ночи. Потрясенный послушник, дождавшись наставника, поспешил рассказать ему о загадочном незнакомце и удивительной молитве, записанной пальцем на камне, и многоопытный старец сразу же сообразил, что приходил в их келью не кто иной, как архангел Гавриил, посланный на землю, дабы возвестить христианам новую дивную песнь.
Когда старец с послушником рассказали игумену монастыря о случившемся, тот сразу решил собрать иноков со всего Афона. И они решили читать молитву Пресвятой Богородице по новому правилу, начиная с «Достойно есть…», подобно тому, как пропел ее архангел Гавриил. Камень же с начертанными на нем словами отправили к Константинопольскому патриарху, чтобы засвидетельствовать несомненность афонского чуда. С этого времени вот уже более тысячи лет ангельская песнь «Достойно есть…» поется на Божественных литургиях везде, где есть хотя бы один православный престол или живет хотя бы один православный христианин.
Икону «Милующая» из кельи старца перенесли в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы, духовный центр Кареи. Там на почетном месте она находится и ныне, только называют ее теперь чаще не «Милующей», а иконой Божией Матери «Достойно есть». Вместе с храмом она пережила многие невзгоды, но осталась невредима. Покидает Афон этот образ только в исключительных случаях. Но во многих русских храмах есть его почитаемые списки. В честь иконы «Достойно есть» в Галерной гавани Петербурга воздвигли пятикупольный храм и установили в нем присланный с Афона образ «Милующей» Богородицы. Есть список с первоначального афонского образа, принадлежащий кисти святогорских иконописцев, и на подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве.
Современные иконы Божией Матери «Достойно есть» отличаются от первоначальной типа «Умиление», представлявшей собой поясное изображение Богородицы с прильнувшим к ней Младенцем, поддерживаемым Ею правой рукой. В «Достойно есть» на уровне голов Богородицы и Христа пишутся теперь с обеих сторон ангелы с простертыми руками, а в самом верху иконы изображается Бог Отец в окружении Небесных Сил Бесплотных. Царское достоинство Христа и Его Пречистой Матери подчеркивается коронами на Их головах. На свитке в руках Младенца — слова известного пророческого изречения о Христе как о Царе мира: «Дух Господень на Мне, сего ради помаза Мя». Известны и другие типы иконы «Достойно есть», сюжетно связанные с самим этим Богородичным песнопением. На них вокруг центрального образа Богородицы пишутся обычно слова молитвы «Достойно есть».
Иконе «Достойно есть» («Милующей») молятся о прощении грехов, в том числе смертных.