В непростых условиях Россия готовится председательствовать на июльском саммите «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. По инициативе нашей страны главными вопросами повестки дня будут энергетическая безопасность в мире, борьба с инфекционными болезнями и проблемы образования. Сам факт участия России в авторитетной международной организации имеет исключительно важное значение для укрепления ее политических позиций в международных отношениях.
Однако остается нерешенным вопрос формирования полноценной «восьмерки» в финансово-экономической области.
Участники «семерки» приглашают российского министра финансов на обсуждение лишь ограниченного круга вопросов, в частности ссылаясь на слабости экономического и финансового потенциала России, а также нечленство в ВТО, ОЭСР. Не принимаются во внимание значительные позитивные изменения в экономике, в том числе устойчивый рост валютных резервов, которые по состоянию на начало мая 2006 г. превысили 215 млрд дол. и по размеру уступают лишь Китаю, Японии и Тайваню. Кроме того, ЦБ России проводит активную политику в поддержку доллара. В течение ряда лет Россия имеет устойчивый профицит федерального бюджета; с каждым годом сокращается внешний долг — до 30% к ВВП по итогам 2005 г. (2000 г. — 80%).
Присоединение к "семерке"
«Большая восьмерка» образовалась в результате присоединения России к «семерке» в годы президентства Бориса Ельцина на волне демократизации жизни в стране, ее открытия перед заграницей, либерализации экономики и внешнеторговой деятельности, внедрения рыночных отношений, полного восприятия западных ценностей — политического плюрализма, свободы слова, печати. В тот период Россия, ослабленная распадом бывшего СССР и реформами, остро нуждалась в зарубежной материальной помощи. Получая ее от западных стран, она следовала их политическим установкам, главенствующую роль в выработке которых играли США. Однако по мере укрепления российской экономики, смены руководства страны во внешней и внутренней политике стала преобладать самостоятельность. Это обстоятельство сегодня является, пожалуй, одной из главных причин охлаждения отношений с Западом.
В последнее время стали очевидными различия в оценках России и ее западных партнеров процессов, происходящих на постсоветском пространстве: выборы в Белоруссии, накал отношений с Украиной прошедшей зимой, напряженность с Грузией и Молдавией, особенно в связи с постановкой РФ вопроса о переходе оплаты за газ на мировые цены. Строительство Трансбалтийского газопровода в Германию вызвало активное противодействие Польши, безуспешно пытающейся заручиться поддержкой в этом Евросоюза.
За океаном некоторые американские сенаторы и конгрессмены пытаются поставить под вопрос нынешнее председательство России в «Большой восьмерке», а также само ее участие в этой организации, предлагая США бойкотировать саммит.
В который раз под разными предлогами конгресс не желает отменять дискриминационную поправку Джексона—Вэника; откровенно политический характер принял вопрос присоединения России к ВТО, решение которого тормозят США, устроив своеобразное «соревнование» между нами и Украиной.
Вокруг энергетической политики России в последнее время на Западе отмечен всплеск истерии, замешанной на надуманной угрозе безопасности от якобы чрезмерной зависимости Европы от российских энергоносителей. Там считают, что необходимо освободиться от этого, переориентировавшись на другие регионы. Говорится также о недопущении «экспансионистского» российского капитала в европейские энергетические компании, в то же время настаивая на возможности приобретения источников добычи минеральных энергоносителей в России.
В этой связи показателен пример успешного сотрудничества в энергетике между Россией и Германией. Доказательство тому — апрельские переговоры в Томске канцлера ФРГ Ангелы Меркель с Владимиром Путиным и подписание соглашения о сотрудничестве «Газпрома» с немецким концерном BASF по освоению Южно-Русского месторождения газа.
Очевидно, что торгово-экономические отношения России с западными странами чрезмерно политизированы, а это не способствует их развитию.
Главной задачей внешней политики России с 1992 г. стало восстановление полнокровных и взаимовыгодных отношений с заграницей. При всех недочетах внешнеэкономический фактор явился важнейшим условием обеспечения экономической стабилизации в первые годы реформ и подъема производства с начала текущего десятилетия в условиях благоприятной конъюнктуры мирового рынка и политической стабильности в стране.
Между тем сегодня социально-экономическое и политическое равновесие России в не меньшей степени зависит от внешних условий и прежде всего от отношений с западными партнерами. Ведь именно в западных странах реализуется основная масса товарного экспорта и оттуда ввозятся технологии.
Восточное направление экономического сотрудничества, способствующее прежде всего развитию регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, все же целесообразно рассматривать в качестве конкурирующего и диверсифицирующего по отношению к Западу фактора. Долгосрочные стратегические и прагматические интересы России лежат в европейском пространстве. Обеспечение устойчивого экономического роста уже в среднесрочной перспективе требует перевода экономики на инновационный путь развития. При этом решение принципиального вопроса обеспечения энергосбережения возможно лишь при тесном взаимодействии в сфере инвестиций и передовых технологий только с западными партнерами, что должно найти свое отражение на саммите в Санкт-Петербурге.
Место России в "восьмерке"
Текущее десятилетие отмечено экономическим подъемом в России, определенной социальной стабильностью. Экономика росла быстрее, чем в остальных странах «восьмерки»: за 2000—2005 гг. ВВП РФ увеличивался за год в среднем на 6,7%, тогда как ВВП «семерки» в 2,7 раза медленнее (на 2,5% в среднем в год, ВВП США — в среднем на 2,8%, мировой объем ВВП — на 3,9% в год).
В 2006—2007 гг. годовой рост ВВП в России ожидается в среднем на 5,6—5,7%, тогда как в США — примерно на 3%, в зоне евро — на 1,9%, в Японии — на 2,6%, в Великобритании — на 2,3%, то есть российская экономика будет развиваться примерно вдвое быстрее, чем экономика «семерки».
Однако Россия значительно уступает «семерке» в эффективности производства, конкурентоспособности производимой продукции, занимая 75-е место из 117 стран мира.
В 2005-м объем ПИИ в Россию составил 16,7 млрд дол., что на 38% больше 2004 г., однако их доля от мирового объема лишь около 2%, и по этому показателю Россия уступает не только «семерке», но и Венгрии, Чехии, Польше.
Слабости российской экономики по сравнению со странами «семерки» связаны прежде всего с технологическим отставанием, перекосом в производственной структуре в пользу топливно-сырьевых отраслей, унаследованным от бывшего СССР, трудностями периода радикальных экономических реформ. И лишь в последнее время вопросам инновационного развития экономики стали уделять должное внимание.
В последние годы европейские страны, входящие в «семерку», испытывают сложности — инфляция в 2002—2005 гг. в среднем держится на уровне 1,7—2,1% в год, в США выше — 3,1—3,3 (2004—2005 гг.) В России этот показатель значительно хуже и составляет в среднем 12—13%.
Безработица в «семерке» в 2002—2005 гг. росла примерно на 6,3%, занятость — 0,5—0,9% в среднем в год. В России — 2,3—2,5% и 1,4% соответственно.
Отставание России от других стран «Большой восьмерки» в развитии производства негативно отражается на качественной стороне участия в международной торговле, на основные товары российского экспорта наша страна демонстрирует высокие показатели развития торговли, которые значительно лучше, чем у других стран «восьмерки». За период с 2000 по 2004 год физический объем российского экспорта рос ежегодно в среднем на 15% против мирового экспорта на 4%, США — на 0,5%, стран ЕС—25 — на 3%, Японии — на 3%. Тем не менее Россия занимает лишь 14-е место в мировом объеме экспорта товаров, с долей около 2% (после Мексики) и 27-е место в импорте, с долей 1% (после Индии). В мировом экспорте товаров и услуг доля РФ — 1,8%, что значительно меньше, чем у «семерки».
По показателю экспорта товаров и услуг на душу населения (1392 доллара в 2004 г.) Россия почти в пять раз уступает «семерке».
Особенно значительны отставания России в торговле: доля обработанной продукции в российском экспорте менее 28% (35-е место в мире после Австралии), тогда как в странах ЕС — от 80%, в Японии — свыше 90%. Доля продукции машиностроения в экспорте товаров России — 5—8% против 48—54% в странах ЕС и США, свыше 70% — в Японии (в мировом экспорте — 40%). При этом Россия продает продукции машиностроения на 12—15 млрд дол. в год, а США — на 380 млрд дол., отдельные страны ЕС также на сотни млрд дол.
На территории России сосредоточено свыше 34% мирового объема природного газа и 13% мировых разведанных объемов нефти. Таким образом, наша страна играет важную роль в энергобезопасности мира, занимая первое место в мировом экспорте природного газа и второе — в экспорте нефти.
В 2005 г. продукции ТЭК в страны — члены «семерки» было поставлено на сумму свыше 47 млрд дол., что составило 34% от стоимостного объема экспорта этих товаров в страны дальнего зарубежья, на которые приходится свыше 90% физического объема экспорта этой продукции. В обеспечении внутренних потребностей ЕС доля российской нефти составляет более 19%, в потреблении природного газа — 20%. Россия была и остается одним из важнейших поставщиков энергоносителей в ЕС, при этом зависимость европейских стран от России в минеральных энергоносителях обоюдная: они нуждаются в нашем топливе, но и мы зависим от рынка Европы, поскольку получаем свыше 3/4 валютной выручки от реализации энергоносителей.
Главная проблема в энергетике России — это энергосбережение. Энергоемкость ВВП России в 3 раза выше, чем в среднем по странам ОЭСР. По плану Правительства к 2020 г. этот показатель должен сократиться вдвое, в противном случае возникнет угроза России, ее статусу крупнейшего экспортера природного газа. Все вышесказанное — важнейшие вопросы для обсуждения на саммите «Большой восьмерки».
Что такое "Большая восьмерка"
«Большая восьмерка» создана в 1975 г. по инициативе Франции в Рамбуйе, во время встречи лидеров США, Англии, ФРГ, Италии и Японии, для обсуждения вопросов преодоления энергетического кризиса. В 1976 г. во встрече принял участие глава правительства Канады, а с 1978 г. — участвуют представители ЕС. Россия стала полноформатным членом «Большой восьмерки» на саммите в Денвере в 1997 году.
Встречи лидеров «восьмерки» проходят поочередно в странах-партнерах. Сторона, организующая саммит, в течение календарного года выступает в качестве председателя и определяет повестку.
«Большая восьмерка» включает четырех из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и четыре из пяти ядерных держав. G8 — важнейший международный инструмент согласования коллективных подходов к решению наиболее острых вопросов человечества: от клонирования человека, международного терроризма до нераспространения ядерного оружия. Влияние «восьмерки» на мировые процессы основывается на авторитете лидеров государств-участниц, на их экономической и финансовой мощи, а также на военном потенциале.
На «восьмерку» приходится около 14% мирового числа жителей, 46% мирового объема ВВП (по ППС), свыше 44% мирового объема экспорта товаров и услуг. США, Япония и Евросоюз образуют центры мировой торговли и оказывают решающее влияние на развитие мирового хозяйства и торговли, «семерка» экономически передовых стран мира образует крупнейшие банки, военно-политическую организацию НАТО (кроме Японии), в которой главенствующую роль играют США. Упомянутые страны играют ключевую роль в международных политических, финансово-экономических и торговых организациях (ООН, МАГАТЭ, МВФ, МБРР, ЕБРР, ВТО, ОЭСР и др.), «семерка» является инициатором организации экономических интеграций, зон свободной торговли (ЕС, НАФТА, АТЭС). На эти страны приходится основная масса в мировом движении прямых иностранных инвестиций, мирового уровня высоких технологий, патентов, ноу-хау, продукции машиностроения.
Торговые связи
Членство в «восьмерке» требует от России продвижения в реализации реформ, укрепления производственного научно-технического потенциала, углубления интеграции в мировое хозяйство, динамичного и качественного развития торгово-экономических отношений с крупнейшими странами мира, и здесь имеется широкое поле для деятельности.
В 2005 г. товарооборот с «семеркой» составил 98,4 млрд дол., что на 35,9% больше, чем в 2004 г., в том числе экспорт 63,4 млрд дол. (на 38%), импорт — 35,0 млрд дол. (на 33%). Сальдо торгового баланса составило 28,4 млрд дол., что на 8,8 млрд дол. больше 2004 г.
На торговлю России с «семеркой» приходится 29% всего товарооборота и свыше 1/3 торговли с дальним зарубежьем, 20% всего объема положительного сальдо торгового баланса и 22% — сальдо с дальним зарубежьем.
Потенциал торговли с «семеркой» еще далеко не использован: если доля «семерки» в российском экспорте в 2004 г. составляла 28%, в импорте — 38%, то доля России лишь 1% и 1,6% соответственно. То есть для РФ «семерка» играет важную роль, тогда как в торговле «семерки» роль России в целом слабая, но по отдельным товарам — существенно важная. Торговля с «семеркой» развивается медленнее, чем с дальним зарубежьем, и в целом: за 2000—2005 гг. ее среднегодовой прирост в текущих ценах составил соответственно 20%, 22% и 23,2% и она не оказывает ускоряющего влияния на торговлю России.
Роль отдельных стран «семерки» во внешней торговле различная: по объему внешнеторгового оборота в 2005 г. первое место занимала Германия — 33 млрд дол., второе — Италия — 23,5 млрд дол., третье — Великобритания — 11 млрд дол., четвертое — США — 10,9 млрд дол.
Товарная структура торговли России с «семеркой» представляет собой типичную торговлю развивающейся экономики с высокоразвитыми странами. В экспорте свыше 74% занимает продукция ТЭК (в общем экспорте эта доля 64%, в экспорте в дальнее зарубежье — 67%). Доля продукции машиностроения — 1,6% (5,6% и 3,6%), то есть в 3,5 раза меньше по сравнению с долей этой же продукции в общем экспорте России и вдвое по сравнению с долей в экспорте с РФ в дальнее зарубежье. Следует отметить чрезвычайно малую долю продукции машиностроения в структуре экспорта России вообще, и особенно в индустриальные страны.
Соответственно и стоимостные объемы экспорта продукции машиностроения относительно малые: в «семерку» в 2005 г. было поставлено этой продукции на сумму немногим более 1 млрд дол. (2004 г. — 0,74 млрд дол.) в дальнее зарубежье — на 7,6 млрд дол. (8,4 млрд дол.). Еще хуже с экспортом наукоемкой продукции. Офисного и телекоммуникационного оборудования Россия экспортировала в 2004 г. на сумму 0,5 млрд дол., с долей в товарном экспорте — 0,3% (уровень ЮАР). Для США этот показатель равен 15%, для стран ЕС — около 9%, Японии — свыше 18%, Китая — 29%, мирового — около 13%.
Основное место в экспорте в «семерку» занимает углеводородное топливо: нефти в 2005 г. было поставлено 67,5 млн т (в 2004 г. — 68,2 млн т), что превысило 31% объем ее экспорта в дальнее зарубежье, нефтепродуктов — 22,8 млн т (17,9) (25%), природного газа — 64,8 млрд куб. м (61,8 куб. м).
Таким образом, в 2005-м по сравнению с предыдущим годом валютная выручка от экспорта анализируемой продукции увеличилась на 54%, причем физический объем экспорта нефти за соотносимые периоды увеличился на 1% в условиях роста средних экспортных цен на 47%; нефтепродуктов — сокращение экспорта на 21,5% (рост цен на 57%); газа — сокращение экспорта на 4,6% (рост цен на 39%); каменного угля — сокращение экспорта на 24,1% (рост цен на 32%), то есть валютная выручка от экспорта этих товаров увеличилась главным образом за счет роста экспортных цен.
В российском экспорте в «семерку» значительное место также занимают металлы, с долей свыше 12% на сумму около 8 млрд дол. и химическая продукция, с долей около 5% (более 3 млрд дол.).
В импорте из «семерки» преобладает продукция машиностроения, с долей свыше 60%, заметное место занимает химическая продукция 18%, продовольствие, с долей около 9%.
Нарастающий экспорт исчерпаемых энергоносителей, прежде всего нефти, ставит вопрос разумности такой политики в сложившихся внешних условиях. Ведь Россия тем самым способствует росту производства зарубежных стран и в то же время консервирует неблагоприятную производственную и экспортную структуры. Накапливаемые нефтедоллары толком не работают.
Расширение такого экспорта ведет к наращиванию обязательств, выполнять которые будет все труднее, а использование экспорта ведет к наращиванию обязательств, выполнять которые будет все труднее, а использование экспорта в качестве внешнеполитического инструмента, как показывают последние события, кроме подталкивания к консолидации зарубежных стран на противодействие РФ, ни к чему хорошему не ведет.
К сведению
В «Большой восьмерке» наибольшим влиянием пользуются США: в 2004 г. на их долю в общем ВВП (по ППС) приходилось 46%, доля Японии — 15%, Германии — более 9%, Великобритании и Франции — по 7%, Италии — более 6%, России — около 6%, Канады — 4%.
США лидируют в «восьмерке» и по душевому ВВП с суммой 40 тыс. дол., что превышает на 6 тыс. дол. этот же показатель ближайшей к ним Канады.
Динамика промышленного производства, прирост (снижение) в процентах к предыдущему периоду
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
I кв. 2006 г. в % к I кв. 2005 г. | |
Россия1 |
3,1 |
8,9 |
8,3 |
4,0 |
3,0 |
Великобритания |
-2,4 |
-0,5 |
0,7 |
-2,0 |
-1,3 |
Германия |
-1,1 |
0,4 |
2,9 |
3,5 |
4,6 |
Италия |
-1,5 |
-0,6 |
-0,7 |
-0,8 |
2,8 |
Канада |
1,5 |
0,8 |
3,6 |
2,6 |
3,22 |
США |
-0,2 |
-0,1 |
4,2 |
3,4 |
3,3 |
Франция |
-1,0 |
-0,4 |
2,2 |
0,0 |
0,7 |
Япония |
-1,2 |
3,0 |
5,3 |
1,4 |
2,8 |
1 С учетом поправки на неформальную деятельность.
2 Январь — февраль 2006г. в % к январю — февралю 2005 года.
Уровень безработицы (в процентах от численности экономически активного населения)1
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
Март 2006г. | |
Россия |
8,0 |
8,6 |
8,2 |
7,6 |
7,8 |
Великобритания |
5,1 |
4,9 |
4,7 |
4,7 |
5,22 |
Германия |
10,9 |
11,7 |
11,7 |
12,9 |
13,4 |
Италия |
8,6 |
8,4 |
8,0 |
7,7 |
7,73 |
Канада |
7,7 |
7,6 |
7,2 |
6,8 |
6,3 |
США |
5,8 |
6,0 |
5,5 |
5,1 |
4,7 |
Франция |
8,9 |
9,5 |
9,6 |
9,5 |
9,5 |
Япония |
5,4 |
5,3 |
4,7 |
4,4 |
4,4 |
1 Данные по России, Германии и Японии публикуются без сезонной корректировки, остальные страны распространяют сезонно скорректированные данные.
2 I квартал 2006 года.
3 IV квартал 2005 года.
Динамика потребительских цен, прирост (снижение) в процентах к предыдущему периоду
|
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
Март 2006 г. к | |
февралю 2006 г. |
марту 2005 г. | |||||
Россия1 |
15,1 |
12,0 |
11,7 |
10,9 |
0,8 |
10,6 |
Великобритания |
1,6 |
2,9 |
3,0 |
2,8 |
0,2 |
1,8 |
Германия |
1,4 |
1,0 |
1,7 |
2,0 |
0,0 |
1,8 |
Италия |
2,5 |
2,7 |
2,2 |
2,0 |
0,2 |
2,1 |
Канада |
2,2 |
2,8 |
1,8 |
2,2 |
0,5 |
2,2 |
США2 |
1,6 |
2,3 |
2,7 |
3,4 |
0,4 |
3,4 |
Франция |
1,9 |
2,1 |
2,2 |
1,8 |
0,3 |
1,5 |
Япония |
-0,9 |
-0,3 |
0,0 |
-0,3 |
0,2 |
0,3 |
1 На конец периода.
2 Данные по США публикуются с сезонной корректировкой, остальные страны распространяют данные без сезонной корректировки.
Динамика расходов на конечное потребление домашних хозяйств (в постоянных ценах), прирост (снижение): в процентах к предыдущему периоду
2002г. |
2003г. |
2004г. |
IV кв. 2005г. в % к IV кв. 2004г. | |
Россия |
8,5 |
7,6 |
11,6 |
11,4 |
Великобритания |
3,5 |
2,6 |
3,7 |
4,3 |
Германия |
-0,6 |
0,1 |
0,6 |
-0,7 |
Италия |
0,5 |
1,3 |
1,0 |
0,2 |
Канада1 |
3,7 |
3,1 |
3,4 |
3,8 |
США1 |
2,7 |
2,9 |
3,9 |
2,3 |
Франция |
2,2 |
1,4 |
2,0 |
1,9 |
Япония |
0,5 |
0,2 |
1,5 |
3,5 |
1 Включая расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
Динамика реального объема валового внутреннего продукта, прирост (снижение): в процентах к предыдущему периоду
2002г. |
2003г. |
2004г. |
IV кв. 2005г. в % к IV кв. 2004г. | |
Россия |
4,7 |
7,3 |
7,2 |
7,9 |
Великобритания |
1,8 |
2,2 |
3,1 |
1,7 |
Германия |
0,2 |
0,0 |
1,6 |
1,0 |
Италия |
0,4 |
0,3 |
1,2 |
0,5 |
Канада |
3,3 |
1,7 |
3,1 |
2,9 |
США |
1,6 |
2,7 |
4,2 |
3,2 |
Франция |
1,2 |
0,8 |
2,3 |
1,1 |
Япония |
-0,5 |
2,6 |
3,7 |
4,5 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики