Джинн из бутылки: привет от государства!

| статьи | печать

Государственное регулирование алкогольного рынка с каждым годом становится все более жестким. Одобренный на днях Госдумой в первом чтении законопроект вводит госмонополию на производство и оборот этилового спирта и, по сути, ограничивает сферу деятельности частного бизнеса выпуском готовых алкогольных напитков и торговлей. Участники рынка прекрасно понимают, что следующим шагом может стать национализация оставшихся сегментов алкогольной отрасли. Сами предприниматели утверждают, что гоcмонополия не избавит страну от паленой водки, а лишь снизит качество и сократит ассортимент легальной продукции.

Причины, которые подталкивают державу к ужесточению методов регулирования алкогольной отрасли, очевидны. Терпение общественности небезгранично даже в нашей стране, а по словам Валерия Драганова, Председателя комитета Госдумы по экономической политике, в последнее время в России ежегодно от некачественных спиртных напитков погибают 40—60 тыс. человек.

Впечатляют также показатели нелегального оборота алкогольной продукции. Так, эксперты ГУП «Московское качество» считают, что ее теневое производство вместе с той частью оборота легальных участников рынка, параметры которой они «забывают» включить в отчетность, составляет около 50% официального объема выпуска предприятий отрасли.
Причем происходит все это на фоне скачка, который сделало алкогольное производство за последние 10 лет (1995 — 2005 гг.). Если использовать данные только официальной статистики (см. табл. 1), то становится очевидным, что легальный прирост выпуска спиртных напитков составил 754,3 млн дал, то есть более чем в 3 раза!

Немногие отрасли нашей экономики могут похвастаться такими показателями. Кстати, в отличие от российского хозяйственного комплекса в целом, который никак не может достичь дореформенного уровня развития, алкогольная отрасль взяла планку объема производства советского периода еще 5 лет назад — в 2000 г.

Во многом эти цифры опровергают расхожее представление о российских потребителях, которые гонятся лишь «за градусом». Объемные показатели структуры нашего рынка говорят об обратных тенденциях и прежде всего среди молодежи. Так, производство водки за прошедшие 20 лет сократилось с 198,2 млн дал до 132,4 млн, а выпуск пива возрос с 350 млн дал до 890 млн, слабоалкогольные напитки, которые в 1984 г. практически отсутствовали на рынке, сегодня занимают серьезную нишу — 47,5 млн дал.

Однако все эти показатели нужно отнести к потреблению теми гражданами, которые не используют спиртные напитки, произведенные нелегально. По данным Вадима Дробиза, аналитика Союза участников алкогольного рынка, в ценовом сегменте ниже 60 руб. за бутылку паленая водка практически не имеет конкурентов, за исключением спиртосодержащих жидкостей и аптечных настоек. Отдельная песня — самогон, который превалирует (простите за высокий стиль) в самом низком ценовом диапазоне (см. табл. 2).

Положение наших граждан, которые просто не могут покупать дорогую водку из-за низкого уровня своих доходов, усугубится с 1 января следующего года, когда будут введены новые ставки акциза и минимальная стоимость легальной бутылки в магазине превысит 100 руб.

Сможет госмонополия на производство этилового спирта разорвать этот порочный круг? Маловероятно прежде всего потому, что у основных потребителей паленой водки и других суррогатов доходы не увеличатся в следующем году настолько, чтобы приобретать ее по цене, предлагаемой государством. А надеяться на то, что эти граждане в одночасье вдруг бросят пить, было бы слишком наивным.

Что же касается теневых предпринимателей, то они скорее всего в новом году с успехом заполнят увеличившийся сегмент рынка (с 60 до 100 руб.). Вводимая сейчас Единая государственная автоматизированная информационная система учета производства и оборота алкогольной продукции не охватывает розничную торговлю, а значит, по-прежнему будут условия для продажи левых спиртных напитков.

Кроме того, большая часть нелегального спирта и водки сегодня производится в Северной Осетии и Ингушетии. Для того чтобы ввести госмонополию на производство спирта, а тем более водки, здесь придется вводить военное положение, а учитывая нынешнее состояние нашей армии, даже такая (прямо скажем, неконституционная) мера может не принести нужных результатов.

С другой стороны, бизнес там поставлен вполне профессионально, и несмотря на невысокие вкусовые качества местной водки, она соответствует санитарным нормам. Поэтому более логичным было бы создать условия для легализации этого производства с тем, чтобы усилить государственный контроль качества таких напитков.

Для этого параллельно с ужесточением государственного регулирования нужно активно использовать экономические методы: дифференцировать акцизы по ценовым сегментам рынка. Например, для дешевой водки можно их отменить совсем, а на напитки класса премиум — значительно увеличить.

В конце концов, не столь уж важно, кто будет выпускать дешевую водку — ГУП «Росспиртпром» или частные компании в Южном федеральном округе. Главное, чтобы производимые ими горячительные жидкости не убивали наших сограждан.

Между тем постепенно вводимая на алкогольном рынке госмонополия, может привести и к другим негативным последствиям. Бизнес, опасающийся государственной экспансии в этой отрасли, считает, что может сократиться ассортимент выпускаемой продукции и исчезнуть высококачественные марки алкоголя.

Насколько справедливы опасения предпринимателей, покажет ближайшее будущее. Если госмонополия в одном сегменте отрасли не приведет к сокращению смертности граждан от некачественного алкоголя, то следующей жертвой могут стать уже производители самих напитков. И вслед за грузинскими и молдавскими винами польются на всероссийских помойках потоки наших спиртных напитков. Когда политика диктует условия игры экономике, не столь уж важно, чем отравились отдельные граждане.

Таблица 1

Производство алкоголя в России, млн дал

Вид продукции

1984

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Водка

198,2

122,6

78,5

86,6

86,4

134,6

123

131

138,7

134,9

136,6

132,4

Коньяк

3,1

0,9

1,2

1,1

1,1

1,4

1,7

2,1

2,7

3,5

3,9

4,47

Вина шампанские и игристые

7,7

8,2

9,2

10,0

9,2

7,3

6,8

7,7

8,1

8,8

12,4

14,1

Вина виноградные

143

15,2

9,2

11,8

12,6

18,3

24,1

27,4

33,3

36,5

39,3

31,8

Вина плодовые

26,6

7,6

6,4

5,2

3,8

4,1

2,8

3,5

2,6

3,2

4,3

4,1

Пиво

213

208

252

336

445

540

638

703

730

850

890

САН (слабоалко-гольные)

3

6

9

12,5

16

20,3

27,6

33,4

45,9

47,5

47,9

Итого

728,6

370,5

318,5 (-14%)

375,8 (+18%)

459,2 (+22,4%)

626,7 (+36,4%)

718,7 (+14,7%)

837,3 (+16,6%)

919,1 (+9,8%)

962,8 (+4,7%)

1095 (+13,7%)

1124,8 (+2,6%)

ИСТОЧНИК: РОССТАТ

Таблица 2

Потребление крепкого алкоголя по ценовым сегментам, %

Цена на продукцию, руб.

Водка легальная

Водка нелегальная

Спиртосодер-жащие жидкости

Аптечные настойки

Самогон

Итого

100

100

100

100

100

Свыше 500

0,01

300—500

0,35

200—300

0,65

150—200

2,1

120—150

3,7

100—120

5,5

80—100

13,7

65—80

66

55—65

8

25

45—55

35

35—45

40

20

10

20—35

70

70

30

15—20

10

20

70

ИСТОЧНИК: СУАР