Государственное регулирование алкогольного рынка с каждым годом становится все более жестким. Одобренный на днях Госдумой в первом чтении законопроект вводит госмонополию на производство и оборот этилового спирта и, по сути, ограничивает сферу деятельности частного бизнеса выпуском готовых алкогольных напитков и торговлей. Участники рынка прекрасно понимают, что следующим шагом может стать национализация оставшихся сегментов алкогольной отрасли. Сами предприниматели утверждают, что гоcмонополия не избавит страну от паленой водки, а лишь снизит качество и сократит ассортимент легальной продукции.
Причины, которые подталкивают державу к ужесточению методов регулирования алкогольной отрасли, очевидны. Терпение общественности небезгранично даже в нашей стране, а по словам Валерия Драганова, Председателя комитета Госдумы по экономической политике, в последнее время в России ежегодно от некачественных спиртных напитков погибают 40—60 тыс. человек.
Впечатляют также показатели нелегального оборота алкогольной продукции. Так, эксперты ГУП «Московское качество» считают, что ее теневое производство вместе с той частью оборота легальных участников рынка, параметры которой они «забывают» включить в отчетность, составляет около 50% официального объема выпуска предприятий отрасли.
Причем происходит все это на фоне скачка, который сделало алкогольное производство за последние 10 лет (1995 — 2005 гг.). Если использовать данные только официальной статистики (см. табл. 1), то становится очевидным, что легальный прирост выпуска спиртных напитков составил 754,3 млн дал, то есть более чем в 3 раза!
Немногие отрасли нашей экономики могут похвастаться такими показателями. Кстати, в отличие от российского хозяйственного комплекса в целом, который никак не может достичь дореформенного уровня развития, алкогольная отрасль взяла планку объема производства советского периода еще 5 лет назад — в 2000 г.
Во многом эти цифры опровергают расхожее представление о российских потребителях, которые гонятся лишь «за градусом». Объемные показатели структуры нашего рынка говорят об обратных тенденциях и прежде всего среди молодежи. Так, производство водки за прошедшие 20 лет сократилось с 198,2 млн дал до 132,4 млн, а выпуск пива возрос с 350 млн дал до 890 млн, слабоалкогольные напитки, которые в 1984 г. практически отсутствовали на рынке, сегодня занимают серьезную нишу — 47,5 млн дал.
Однако все эти показатели нужно отнести к потреблению теми гражданами, которые не используют спиртные напитки, произведенные нелегально. По данным Вадима Дробиза, аналитика Союза участников алкогольного рынка, в ценовом сегменте ниже 60 руб. за бутылку паленая водка практически не имеет конкурентов, за исключением спиртосодержащих жидкостей и аптечных настоек. Отдельная песня — самогон, который превалирует (простите за высокий стиль) в самом низком ценовом диапазоне (см. табл. 2).
Положение наших граждан, которые просто не могут покупать дорогую водку из-за низкого уровня своих доходов, усугубится с 1 января следующего года, когда будут введены новые ставки акциза и минимальная стоимость легальной бутылки в магазине превысит 100 руб.
Сможет госмонополия на производство этилового спирта разорвать этот порочный круг? Маловероятно прежде всего потому, что у основных потребителей паленой водки и других суррогатов доходы не увеличатся в следующем году настолько, чтобы приобретать ее по цене, предлагаемой государством. А надеяться на то, что эти граждане в одночасье вдруг бросят пить, было бы слишком наивным.
Что же касается теневых предпринимателей, то они скорее всего в новом году с успехом заполнят увеличившийся сегмент рынка (с 60 до 100 руб.). Вводимая сейчас Единая государственная автоматизированная информационная система учета производства и оборота алкогольной продукции не охватывает розничную торговлю, а значит, по-прежнему будут условия для продажи левых спиртных напитков.
Кроме того, большая часть нелегального спирта и водки сегодня производится в Северной Осетии и Ингушетии. Для того чтобы ввести госмонополию на производство спирта, а тем более водки, здесь придется вводить военное положение, а учитывая нынешнее состояние нашей армии, даже такая (прямо скажем, неконституционная) мера может не принести нужных результатов.
С другой стороны, бизнес там поставлен вполне профессионально, и несмотря на невысокие вкусовые качества местной водки, она соответствует санитарным нормам. Поэтому более логичным было бы создать условия для легализации этого производства с тем, чтобы усилить государственный контроль качества таких напитков.
Для этого параллельно с ужесточением государственного регулирования нужно активно использовать экономические методы: дифференцировать акцизы по ценовым сегментам рынка. Например, для дешевой водки можно их отменить совсем, а на напитки класса премиум — значительно увеличить.
В конце концов, не столь уж важно, кто будет выпускать дешевую водку — ГУП «Росспиртпром» или частные компании в Южном федеральном округе. Главное, чтобы производимые ими горячительные жидкости не убивали наших сограждан.
Между тем постепенно вводимая на алкогольном рынке госмонополия, может привести и к другим негативным последствиям. Бизнес, опасающийся государственной экспансии в этой отрасли, считает, что может сократиться ассортимент выпускаемой продукции и исчезнуть высококачественные марки алкоголя.
Насколько справедливы опасения предпринимателей, покажет ближайшее будущее. Если госмонополия в одном сегменте отрасли не приведет к сокращению смертности граждан от некачественного алкоголя, то следующей жертвой могут стать уже производители самих напитков. И вслед за грузинскими и молдавскими винами польются на всероссийских помойках потоки наших спиртных напитков. Когда политика диктует условия игры экономике, не столь уж важно, чем отравились отдельные граждане.
Таблица 1
Производство алкоголя в России, млн дал
Вид продукции |
1984 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Водка |
198,2 |
122,6 |
78,5 |
86,6 |
86,4 |
134,6 |
123 |
131 |
138,7 |
134,9 |
136,6 |
132,4 |
Коньяк |
3,1 |
0,9 |
1,2 |
1,1 |
1,1 |
1,4 |
1,7 |
2,1 |
2,7 |
3,5 |
3,9 |
4,47 |
Вина шампанские и игристые |
7,7 |
8,2 |
9,2 |
10,0 |
9,2 |
7,3 |
6,8 |
7,7 |
8,1 |
8,8 |
12,4 |
14,1 |
Вина виноградные |
143 |
15,2 |
9,2 |
11,8 |
12,6 |
18,3 |
24,1 |
27,4 |
33,3 |
36,5 |
39,3 |
31,8 |
Вина плодовые |
26,6 |
7,6 |
6,4 |
5,2 |
3,8 |
4,1 |
2,8 |
3,5 |
2,6 |
3,2 |
4,3 |
4,1 |
Пиво |
213 |
208 |
252 |
336 |
445 |
540 |
638 |
703 |
730 |
850 |
890 | |
САН (слабоалко-гольные) |
3 |
6 |
9 |
12,5 |
16 |
20,3 |
27,6 |
33,4 |
45,9 |
47,5 |
47,9 | |
Итого |
728,6 |
370,5 |
318,5 (-14%) |
375,8 (+18%) |
459,2 (+22,4%) |
626,7 (+36,4%) |
718,7 (+14,7%) |
837,3 (+16,6%) |
919,1 (+9,8%) |
962,8 (+4,7%) |
1095 (+13,7%) |
1124,8 (+2,6%) |
ИСТОЧНИК: РОССТАТ
Таблица 2
Потребление крепкого алкоголя по ценовым сегментам, %
Цена на продукцию, руб. |
Водка легальная |
Водка нелегальная |
Спиртосодер-жащие жидкости |
Аптечные настойки |
Самогон |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Свыше 500 |
0,01 | ||||
300—500 |
0,35 | ||||
200—300 |
0,65 | ||||
150—200 |
2,1 | ||||
120—150 |
3,7 | ||||
100—120 |
5,5 | ||||
80—100 |
13,7 | ||||
65—80 |
66 | ||||
55—65 |
8 |
25 | |||
45—55 |
35 | ||||
35—45 |
40 |
20 |
10 | ||
20—35 |
70 |
70 |
30 | ||
15—20 |
10 |
20 |
70 |
ИСТОЧНИК: СУАР