Как оценить для целей исчисления налога на прибыль подлежащие учету основные средства, полученные в качестве вклада в уставный капитал до внесения изменений в ст. 277 НК РФ Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ?
Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ (далее — Закон) внесены изменения в ст. 277 НК РФ, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 01.01.2005, в соответствии с которыми имущество (имущественные права), полученное в виде вклада в уставный капитал, в целях налогообложения прибыли принимается по его стоимости (остаточной стоимости), определенной по данным налогового учета у передающей стороны.
При этом если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества или какой-либо его части, то такая стоимость признается равной нулю. В результате поставлена точка в споре между налогоплательщиками и налоговиками по вопросу налогового учета такого имущества у организаций-получателей.
Вместе с тем вопрос о порядке налогового учета имущества, полученного в качестве вклада в уставный капитал, до вступления в силу этих изменений остается открытым. И прежде всего в отношении основных средств (далее — ОС) как при начислении амортизации, так и формировании расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль при их продаже.
До внесения изменений в ст. 277 НК РФ вопрос о порядке опенки первоначальной стоимости ОС, полученных в качестве вклада в уставный капитал, был не урегулирован. В ней устанавливался лишь порядок налогового учета операций по передаче имущества в качестве вклада в уставный капитал у передающей стороны.
Так, в частности, ст. 277 НК РФ определялось, что стоимость приобретаемых акций (долей) у передающей стороны оценивается исходя из данных об остаточной стоимости вносимого имущества по сведениям налогового учета. При этом порядок налогового учета у получающей стороны в этой статье также рассмотрен не был.
Согласно п. 2, 3 ст. 256 НК РФ имущество, полученное в качестве вклада в уставный капитал, из состава амортизируемого не исключено. Что касается оценки его первоначальной стоимости, то налоговые органы придерживались мнения о необходимости зеркального применения ст. 277 Н К РФ в редакции, действовавшей до изменений. Таким образом, стоимость ОС у получающей стороны равна остаточной стоимости ОС в налоговом учете у стороны, их передающей. В частности, такая позиция высказывалась в п. 3 разд. 5.3 Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций», утвержденных Приказом МНС РФ от 20.12.2000 № БГ-3-02/729. а также в некоторых письмах Минфина РФ.
Налогоплательщики же часто руководствовались порядком оценки первоначальной стоимости ОС, предусмотренной Правилами бухгалтерского учета. Так, согласно п. 9ПБУ6/01 «Учет основных средств»», утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н. первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается их денежная опенка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
В результате возникают ситуации, когда первоначальная стоимость у получающей стороны больше, чем остаточная стоимость в налоговом учете у передающей стороны, что является причиной споров с представителями налоговых органов.
По нашему мнению, в описанной ситуации существует неясность, которая в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ должна трактоваться в пользу налогоплательщика. В защиту такой позиции отчасти говорит и сам факт внесения вышеуказанных изменений в ст. 277 НК РФ.
Таким образом, учитывая в том числе положения п. 1 ст. 11 НК РФ, является вполне обоснованным применение порядка, предусмотренного бухгалтерским учетом, для целей налогового учета прибыли.
Некорректным представляется и используемый налоговыми органами вывод о безвозмездном характере процесса приобретения такого имущества и об отсутствии каких-либо расходов, связанных с его получением.
В частности, вывод о возмездном характере отношений по формированию уставного капитала сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.08.2000. Ведь взамен, например, участник ООО приобретает обязательственное право требования (долю в уставном капитале). Он имеет право принимать участие в распределении прибыли, участвовать в управлении обществом, продавать свою долю и т. д. По сути, аналогичные доводы могут быть применены и в отношении акционеров АО.
Таким образом, в соответствии с законодательством имущество, полученное в качестве вклада в уставный капитал, может подлежать учету в стоимости, согласованной учредителями. Справедливость такою подхода подтверждается и арбитражной практикой (постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.01.2006 № А56-359/2005, ог 04.04.2005 № А56-21739/2004, от 31.01.2005 № А52/4049/2004/2).
Однако при этом налогоплательщикам необходимо быть готовыми к тому, что придется отстаивать свою правоту в арбитражном суде, а также иметь в виду наличие пусть не очень обширной арбитражной практики в пользу налоговых органов (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2005 № А56-19574/04).
Следует отметить, что согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. В результате установленные Законом правила по учету имущества, полученного в качестве вклада в уставный капитал, у получающей стороны могут не иметь обратной силы в случае представления доказательств, обосновывающих ухудшение положения налогоплательщиков.
В составе платы за загрязнение окружающей среды существует такой вид базовых платежей, как плата в пределах установленных лимитов, которые согласовываются с органами охраны окружающей среды и превышают допустимые нормативы. Возможен ли учет платы за установленные лимиты в целях уменьшения базы по налогу на прибыль?
В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ при исчислении налога на прибыль в составе материальных расходов учитываются расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения, к которым в том числе относятся платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и другие аналогичные расходы.
При этом согласно п. 4 ст. 270 НК РФ в целях налогообложения не учитываются расходы в виде суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 №‑632 (далее — Порядок).
Согласно п. 2 Порядка устанавливаются два вида базовых нормативов платы, в отношении которых не применяются повышающие коэффициенты:
● за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
● за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
У многих промышленных предприятий платежи в пределах установленных лимитов подчас составляют значительные суммы, гораздо большие, чем платежи в‑пределах допустимых нормативов.
Таким образом, п. 2 Порядка, по сути, устанавливаются два вида нормативов: допустимые и временно согласованные. Ни Налоговым кодексом, ни законодательством в области охраны окружающей среды не устанавливается понятие «сверхнормативные выбросы». В результате, по нашему мнению, возможны два подхода к его определению:
1) сверхнормативные выбросы — это выбросы сверх допустимых нормативов и сверх установленных лимитов (временно согласованных нормативов);
2) сверхнормативные выбросы — это выбросы сверх допустимых нормативов, в том числе в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Доводами в пользу первого варианта являются осуществление платы в пределах установленных лимитов по тем же ставкам, что и в пределах допустимых нормативов (п.‑4 Порядка), и их согласование с органами власти в качестве временных нормативов.
В пользу второго варианта говорит то, что в соответствии со ст.‑1, 23 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» лимиты устанавливаются при невозможности соблюдения допустимых нормативов на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.
Поэтому возможны два подхода к порядку учета платежей за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов при исчислении налога на прибыль:
1) не учитывать плату в пределах установленных лимитов при исчислении налога на прибыль, считая ее платой за сверхнормативные выбросы, что соответствует позиции Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ, высказанной, например, в Письме от 01.12.2005 №‑03-03-04/403;
2) учитывать плату в пределах установленных лимитов при исчислении налога на прибыль в соответствии с подл. 7 п. I ст. 254 НК РФ. не считая ее сверхнормативной, в качестве расходов, аналогичных плате в пределах допустимых нормативов.
Таким образом, вопрос об учете платежей (а загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов является неоднозначным. Справедливость злого вывода подтверждает и различная арбитражная практика.
Так. например, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.06.2005 № АЗЗ-21929/О4-СЗ-Ф02-2671/05-С) высказано мнение о неправомерности учета таких платежей в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. В Постаноатении же ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2004 № A13-5341/04-21 сделан вывод об аналогии платежей в пределах лимитов платежам в пределах допустимых нормативов и о возможности их учета при исчислении налога на прибыль.
Кроме этого, следует отметить, что Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ не были внесены какие-либо изменения в комментируемые статьи и этот вопрос так и остается, по сути, неурегулированным.
По нашему мнению, учитывая наличие согласования лимитов и их трактовки в (аконодательстве в качестве временных нормативов, наиболее логичным является второй подход. В описанной ситуации вполне может быть применим и п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым все неясности должны трактоваться в пользу налогоплательщика. Однако такой порядок учета сопряжен с определенными налоговыми рисками и с необходимостью быть готовым отстаивать обоснованность своей позиции в суде.