Что годы грядущие нам готовят…

| статьи | печать

Правительство РФ одобрило проект основных направлений налоговой политики на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг. Большинству налогоплательщиков в ближайшие три года никаких глобальных изменений ждать не нужно. Предлагаемые новшества затронут в основном так называемые инновационные предприятия.

ИННОВАЦИИ FOR EVER

Нынешние предложения Минфина России по развитию налоговой политики в стране нацелены на решение «злободневных вопросов налогообложения новых отраслей». Речь идет об инновационных отраслях, поддержкой которых в последнее время активно занимается государство. По словам министра финансов Алексея Кудрина, налоговую поддержку получат компании, работающие в технико-внедренческих зонах, малые внедренческие предприятия при вузах, предприятия, производящие программные продукты и занятые в сфере информационных технологий. Причем рассчитывать на льготу смогут только те, кто работает в анклавах и сосредоточен на одной территории, а также у кого инновационная деятельность признается основным видом деятельности (например, программное обеспечение).

Для таких компаний планируется снизить совокупную ставку страховых взносов до 14% в пределах страхуемого годового заработка до 2015 г., а для отдельных категорий плательщиков — до 2020 г. Возмещать выпадающие доходы внебюджетных фондов предполагается за счет федерального бюджета. Организации средств массовой информации могут получить специальный переходный период роста совокупной ставки страховых взносов с выходом на предельную величину (34%) в 2015 г.

Для инновационных компаний создадут благоприятные условия налогового администрирования, включая организацию специальных налоговых инспекций и снижение периодичности и сроков проведения проверок. Специальный налоговый режим введут для организаций-участников технопарка «Сколково».

В рамках стимулирования инновационной деятельности остальных организаций Минфин также предусмотрел ряд мер. В частности, предлагается изменить подходы к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп. Изменения затронут и учет расходов на НИОКР. Правительство планирует закрепить единый по всем видам работ порядок ведения налогового учета расходов на НИОКР, который не должен содержать неясности и противоречия. Кроме того, организации получат возможность создавать резервы будущих расходов на НИОКР.

Предстоит реализовать и все новшества, оговоренные министерством ранее:

— сокращение перечня документов для подтверждения правомерности нулевой ставки НДС при экспортных операциях;

— освобождение от обложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования на три года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции;

— передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам Российской Федерации и увеличение его размера.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ И НДС

Несколько изменений подготовил Минфин России для организаций — плательщиков налога на прибыль. Они призваны решить спорные вопросы, возникающие при применении некоторых норм главы 25 НК РФ.

Прежде всего с 2011 г. будет сокращена возможность минимизировать налогообложение путем переноса убытков при реорганизации компаний. Особый порядок переноса предусматривает ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка реорганизуемых компаний.

Министерство нормативно урегулирует вопросы отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, налогообложения экономической выгоды при предоставлении беспроцентных займов, кредитов, векселей и т.п., а также налогообложения плательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств.

Есть и приятный момент. С 3 до 10 млн руб. повысят объем доходов от реализации, при получении которого организации уплачивают только квартальные (а не месячные) авансовые платежи.

Работа над ошибками ждет и главу 21 НК РФ. Здесь планируется уточнить правила оформления счетов-фактур, внесения в них уточнений и возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями. Последнее новшество особенно актуально для торговых компаний.

Усовершенствуют порядок восстановления сумм НДС по строительно-монтажным работам, проведенным на объектах, которые стали использоваться для осуществления операций, не подлежащих налогообложению, а также при выбытии товаров, в том числе основных средств, не связанных с операциями по реализации.

В Налоговом кодексе РФ будет учтено решение Конституционного суда РФ о применении нулевой ставки при реализации товаров в соответствии с таможенными режимами экспорта и перемещении припасов в случае поступления выручки от реализации указанных товаров (припасов) от третьих лиц.

ДРУГИЕ НАЛОГИ

Изменения затронут и главу об акцизах. Введут новый порядок исчисления и уплаты акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

По имущественным налогам предполагается значительно сократить льготы, установленные на федеральном уровне. Обязанность по уплате налога на имущество организаций и земельного налога в отношении имущества (в том числе земельных участков) паевого инвестиционного фонда возложат на управляющие компании.

Несомненно, министерство планирует продолжить стимулирование добычи полезных ископаемых. Однако меры такого стимулирования пока не определены. Планируется провести оценку целесообразности введения ставки НДПИ на нефть в размере 0 руб. на определенный срок при добыче на новых месторождениях севера Ямало-Ненецкого округа и установления понижающих коэффициентов к ставке НДПИ при добыче на новых участках недр с незначительными запасами. Доработки требуют предложения по созданию налоговых стимулов для утилизации попутного нефтяного газа, а также по определению оптимального размера ставки НДПИ, взимаемого при добыче природного газа с учетом динамики цен на газ.

Справка

Постановлением Конституционного суда РФ от 23.12.2009 № 20-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца пятого подпункта 2 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» положение абз. 5 подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ, устанавливающее обязанность представлять договор поручения при поступлении экспортной выручки от третьего лица и не допускающее возможности представления иных доказательств фактического поступления выручки на счет налогоплательщика, признано не соответствующим Конституции РФ.