Внеплановые выездные проверки
Федеральным законом от 26.04.2010 № 66-ФЗ внесены изменения в ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Уточнены правила проведения внеплановых выездных проверок организаций и индивидуальных предпринимателей, организуемых органами госконтроля в случае возникновения угрозы причинения или нанесения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такие внеплановые проверки могут проводиться госорганами только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей. Действовавшая ранее редакция предусматривала согласование лишь в случае назначения проверки в отношении субъектов малого и среднего бизнеса.
Изменения вступили в силу с 9 мая 2010 г.
Расчет скидок и надбавок к страховым тарифам
ФСС России постановлением от 26.03.2010 № 73 установил средние значения основных показателей по видам экономической деятельности, которыми фонд в 2010 г. руководствуется для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Размер указанных скидок или надбавок устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40% страхового тарифа, определенного для соответствующего класса профессионального риска.
Документы для «спецрежимников»
Приказами ФНС России от 13.04.2010 № ММВ-7-3/182@ и № ММВ-7-3/183@ утверждены формы документов, необходимые для перехода и применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) и упрощенной системы налогообложения (текст документов см. на с. 40 и 96).
Новый кодифицированный вид приобрели формы № 26.2-1 «Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения», 26.2-2 «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения», 26.2-3 «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения», 26.2-6 «Уведомление об изменении объекта налогообложения», 26.1-1 «Заявление о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей», а также 26.1-2 «Сообщение об утрате права на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей» и 26.1-3 «Уведомление об отказе от применения ЕСХН». Данные формы имеют рекомендательный характер. Изменения, внесенные в документы, позволят налогоплательщикам представлять их в налоговые органы как на бумажных носителях, так и по электронным каналам связи.
Декларация пожарной безопасности
Приказом МЧС России от 26.03.2010 № 135 (зарегистрирован Минюстом России 13.04.2010 № 16887) изменена форма декларации пожарной безопасности.
Разрешено представлять декларацию при помощи системы электронного документооборота.
Допускается ведение органами МЧС России перечня деклараций пожарной безопасности в электронном виде при условии ежедневного сохранения дубликата информации на магнитном носителе (нарастающим итогом с начала календарного года в течение пяти лет) и ежемесячной архивации на бумажном носителе (нарастающим итогом с начала календарного года в течение одного года).
Изменена структура регистрационного номера, который присваивается декларации при ее регистрации в перечне деклараций пожарной безопасности.
Документ вступил в силу с 7 мая 2010 г.
Сроки представления отчетности
Минздравсоцразвития России в письме от 01.03.2010 № 422-19 обнародовало разъяснения о порядке определения предельных сроков подачи плательщиками страховых взносов ежеквартальной отчетности. Расчеты в ПФР необходимо подать до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в ФСС России — до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ сроки, установленные данным законом, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно быть совершено, либо периодом, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Если последний день срока приходится на день, признаваемый выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, последним днем представления расчета в территориальный орган ПФР за I квартал 2010 г. является 30 апреля, за полугодие — 2 августа, за девять месяцев — 1 ноября. Расчет в ПФР за 2010 г. представляется по 31 января 2011 г. включительно. Последним днем представления расчета в территориальный орган ФСС России за I квартал 2010 г. является 14 апреля, за полугодие — 14 июля, за девять месяцев — 14 октября. Расчет за 2010 г. представляется до 14 января 2011 г. включительно.
Руководство к действию для налоговиков
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России в письме от 13.04.2010 № 03-02-08/22 рассмотрел обращение по вопросу разъяснения ст. 34.2 НК РФ и сделал вывод, что налоговые органы обязаны руководствоваться адресованными им письменными разъяснениями финансового ведомства по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Иная ситуация с налогоплательщиками. Руководствуясь п. 1 ст. 34.2 НК РФ, Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. Названные субъекты не обязаны исполнять эти разъяснения, поскольку они не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Такие письма не препятствуют субъектам бизнеса и по-иному толковать НК РФ.
Сроки уплаты налога, пеней и штрафа
В письме от 21.04.2010 № 03-02-07/1-177 Минфин России разъяснил порядок уплаты налогов, пеней и штрафа в случае привлечения налогоплательщика к ответственности и подачи им апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган.
Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении десяти дней со дня его вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.
Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, то такое решение вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом. Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа, с учетом внесенных изменений, вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом (абз. 2 и 3 п. 2 ст. 101.2 НК РФ).
В течение десяти дней с даты вступления в силу соответствующего решения налогоплательщику направляется требование об уплате налога по результатам налоговой проверки (п. 2 ст. 70 НК РФ).
Согласно абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ требование должно быть исполнено в течение десяти календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Пересчет налоговой базы
По мнению финансистов, выраженному в письме от 23.04.2010 № 03-02-07/1-188, если по итогам 2009 г. организацией получен убыток, то перерасчет налоговой базы и суммы налога в связи с выявлением расходов, не учтенных в этом периоде, следует произвести за период 2009 г.
Такой вывод сделан на основании норм п. 1 ст. 54 НК РФ, которым предусмотрено, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). Перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), в случаях невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) или когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Результаты рассмотрения материалов проверки
Нормами НК РФ не предусмотрена обязанность руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в случае неявки лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, выносить решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанного лица (его представителя).
Указанная информация содержится в решении налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, форма которого утверждена приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@.
Об этом говорится в письме Минфина России от 19.04.2010 № 03-02-07/1-172.
О почерковедческой экспертизе подписей в документах
В письме от 23.04.2010 № 03-02-07/1-187 Минфин России разъяснил некоторые моменты, касающиеся применения п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. Напомним, что в указанном пункте идет речь о необходимости проявления налогоплательщиком должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов.
Минфин отметил, что исходя из общих требований к документам, в том числе используемым в налоговых отношениях, любой документ должен содержать достоверную информацию, позволяющую идентифицировать подписавшее его лицо.
В то же время НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика проводить почерковедческую экспертизу документов контрагентов. НК РФ не регулирует гражданско-правовые отношения, возникающие между контрагентами. Согласно ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» достоверность содержащихся в оправдательных документах данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
Взаимозависимые лица
Минфин России в письме от 22.04.2010 № 03-02-07/1-182 рассмотрел ситуацию, при которой организация заключила договор аренды с индивидуальным предпринимателем, являющимся в то же время заместителем директора этой организации.
Финансисты отметили, что в перечне лиц, признаваемых взаимозависимыми для целей налогообложения п. 1 ст. 20 НК РФ, не упоминаются организация и ее работники.
При этом согласно п. 2 ст. 20 НК РФ суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
Так, Президиум ВАС РФ указал, что в случае, когда характер взаимосвязи покупателя и продавца свидетельствует о возможном влиянии этой связи на условия и результаты сделки, они должны быть признаны взаимозависимыми лицами в смысле п. 2 ст. 20 НК РФ и в целях применения положений ст. 40 НК РФ (информационное письмо от 17.03.2003 № 71).
Поскольку отношения между организацией и индивидуальным предпринимателем, являющимся работником данной организации, могут оказывать влияние на условия и результаты сделок, совершаемых между этими лицами, такие лица могут быть признаны взаимозависимыми для целей ст. 40 НК РФ.
Обучение работника за счет средств организации
Суммы оплаты организацией профессиональной подготовки и переподготовки своих работников в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, не подлежат обложению НДФЛ вне зависимости от того, где и в какое время проводится обучение указанными учреждениями. Такой вывод содержится в письме Минфина России от 22.04.2010 № 03-03-06/1/291.
Основание — п. 21 ст. 217 НК РФ, согласно которому суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным образовательным и профессиональным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус, освобождаются от обложения НДФЛ.
Доход сотрудника, полученный за пределами РФ
Физические лица — налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, исчисление, декларирование и уплату НДФЛ производят самостоятельно по завершении налогового периода (подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ).
То есть в отношении доходов сотрудников, полученных от источников за пределами РФ, организация-работодатель не признается налоговым агентом.
На такую организацию НК РФ не возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ в бюджет (ст. 226 НК РФ), а также по представлению в налоговые органы сведений о доходах, полученных физическими лицами (ст. 230 НК РФ).
Об этом сообщил Минфин России в письме от 21.04.2010 № 03-04-06/6-80.