Территория Таможенного союза огромна, поэтому без транзита товаров не обойтись. Для этих случаев подписано Соглашение «О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров»1.
Грузоперевозка
Не стоит удивляться термину «процедура таможенного транзита» вместо «режим транзита». Это формулировка ратифицированного Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС).
Таможенным кодексом РФ предусмотрены и процедура внутреннего таможенного транзита (перевозка товара от места ввоза до места оформления на внутренней таможне), и таможенный режим международного транзита (то есть транзит товара с его вывозом в другую страну). Но ТК ТС не содержит разделения на процедуры и режимы.
Согласно п. 1 ст. 215 ТК ТС таможенный транзит — это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза (ТС), в том числе через территорию государства, не являющегося членом ТС, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования. Таким образом, эта процедура включает в себя обе описанные составляющие.
Согласно ст. 216 ТК ТС помещение товаров под процедуру транзита возможно только при предоставлении обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Виды и способы обеспечения установлены главой 12 ТК ТС, а реальный механизм закреплен подписанным Соглашением.
Основа механизма — сертификат (форма и порядок заполнения утверждены Соглашением). Его выдает таможенный орган, принявший обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Сертификат используется в случаях, когда выпуск товаров в соответствии с процедурой транзита осуществляет таможенный орган одного государства ТС, а обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставлено таможенному органу другого государства.
Если же получает обеспечение уплаты и осуществляет выпуск товаров таможенный орган одного государства, то допускается применение как сертификата, так и иного документа, подтверждающего внесение обеспечения, форма и порядок использования которого установлены национальным законодательством.
Сертификат оформляется в трех экземплярах (ст. 3 Соглашения). Первый остается в таможенном органе, выдавшем его, второй и третий выдаются лицу, внесшему обеспечение.
После выпуска товаров в соответствии с процедурой таможенного транзита второй экземпляр сертификата остается в таможенном органе отправления, а третий — у декларанта для представления в таможенный орган назначения.
Фактически теперь можно вносить обеспечение в любую таможню и, получив сертификат, оформлять транзит товара на любой другой таможне любого из государств ТС.
Декларант при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита представляет в таможенный орган отправления второй и третий экземпляры сертификата. А таможенный орган решает, принимать его или нет. Это решение основывается исключительно на формальных критериях — соблюдение указанного в сертификате срока действия, а также наличие у таможни информации о выдаче сертификата от выдавшей его таможни (ст. 4 Соглашения).
Однако из Соглашения не ясно, сертификат должен быть действительным на момент подачи транзитной декларации либо на момент завершения процедуры транзита.
Сертификат принимается по одной транзитной декларации, но при этом по ней можно принять несколько сертификатов, если один не покрывает требуемую сумму обеспечения (ст. 4 Соглашения).
Сертификат погашается таможней назначения в случае (ст. 6 Соглашения):
-
надлежащего завершения процедуры таможенного транзита;
-
неиспользования сертификата, в том числе с истечением срока действия, при наличии информации таможенного органа отправления о том, что сертификат не использовался;
-
взыскания (уплаты) не уплаченных в установленные сроки сумм таможенных пошлин, налогов.
А что если товар, помещенный под процедуру транзита в одном государстве, не был доставлен в таможню назначения?
Сначала проводится административное или уголовное расследование, результаты которого должны признаваться всеми таможнями ТС (ст. 7 Соглашения).
Далее таможня назначения направляет с сопроводительным письмом в таможенный орган, которому было предоставлено обеспечение (либо включившему перевозчика в реестр таможенных перевозчиков), заверенную копию решения по административному, уголовному делу либо проверке и решение о необходимости взыскания таможенных пошлин, налогов либо иной аналогичный документ, оформленный в соответствии со своим законодательством.
Таможня, принявшая сертификат, взыскивает пошлины и налоги и перечисляет их стороне, не получившей товар (ст. 9 Соглашения).
Важно
Соглашением установлены также случаи, не требующие внесения обеспечения при транзите (ст. 5 Соглашения):
Также не требуется дополнительное обеспечение, если сумма, указанная в сертификате, не дотягивает до требуемой не более чем на 500 евро (в эквиваленте по курсу на день регистрации транзитной декларации).
1Рассмотренные соглашения требуют ратификации. Но в соответствии со ст. 13 первого Соглашения и ст. 14 второго их можно временно применять уже со дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009, то есть с 1 июля 2010 г.