Нам 80! Возраст солидный. И невольно возникает вопрос: насколько коллектив сохранил страстность научного поиска, верность методологическим традициям ведущего центра экономической теории? Насколько Институт экономики РАН отвечает текущим и уже обозначившимся новым потребностям общества, соответствует ли его деятельность вызовам и духу времени?
Ответы на эти вопросы конечно же надо давать с учетом проведенной в последние пять лет после объединения Института экономики РАН и Института международных экономических и политических исследований РАН работы по обоснованию приоритетов научных исследований, консолидации интеллектуальных ресурсов, уточнению организационной структуры. Определены четыре главных направления научных исследований: теоретическая экономика, социально-экономическая стратегия России, институты современной экономики, международные экономические и политические исследования.
Концепция экономической социодинамики
Применительно к уже достигнутым результатам надо отметить, что дополнительный импульс получили исследования смешанной экономики, представления о которой сегодня вышли за пределы парадигмы антагонистического взаимодействия государства и рынка и стали составной частью целостной Концепции экономической социодинамики (КЭС). Эта концепция, получив весьма широкое признание в стране и за рубежом, позволила сформулировать ряд важных практических рекомендаций. В их числе рекомендации по развитию общественного сектора, преодолевающие вульгарные взгляды на социальную политику и социальные расходы как на нежелательное и необоснованное обременение рыночных свобод, государственного бюджета, ограничивающие возможности экономического роста.
Исследования ученых института позволили зафиксировать непреложный факт, что важнейшим источником социально-экономической модернизации является социальный ресурс — человек, его индивидуально-личностные качества, интеллект и знания, профессиональные навыки и стимулы творческой деятельности. Обоснована задача создания не просто благополучного среднего класса, а подлинного класса развития, формирующего экономику, основанную на знаниях. Такой класс, проникнутый духом инновационного творчества, возможен лишь в свободном обществе с развитыми началами индивидуальной инициативы, коллективной солидарности, общественного самоуправления, то есть гражданского общества.
Позиция ИЭ РАН сводится к тому, что наличие развитого гражданского общества позволит эффективно преодолевать фатальные рецидивы насильственной «догоняющей» модернизации и «скованной с нею одной цепью» мобилизационной экономики. Только в рамках данного подхода выявляется ложность дилеммы: либо авторитаризм во имя модернизации России, либо демократия и якобы вытекающая из нее дальнейшая демодернизация страны.
Нужно указать и на весомые результаты в области исследования процессов воспроизводства. Необходимо отметить содержательные работы по макроэкономическому анализу на основе системы национальных счетов. Их увязка с платежным балансом, системой государственных финансов, а также с балансом нефинансовых и финансовых активов и пассивов позволяет точнее определять национальное богатство и эффективно отслеживать те или иные последствия макроэкономической политики.
О роли конкурентных начал в жизни социума
Серьезные результаты показали исследования конкурентных отношений, конкурентоспособности и антимонопольного регулирования. Конкурентные начала, вырастая из экономики частнохозяйственной инициативы и духа частного предпринимательства, становятся важной характеристикой всех сторон жизни и организации социума. Без них невозможно представить себе современную политическую систему, демократическую государственность, гражданское общество с развитыми началами самоуправления. Более того, нарушения конкурентных начал в одной из подсистем организации социума, будь то правовое государство, гражданское общество или экономика, чреваты производными деформациями во всех других подсистемах и в конечном итоге — в социуме в целом. В этом смысле научная парадигма 90-х гг. прошлого века и начала нынешнего, что рынок может функционировать без демократии (то есть без политической конкуренции — вспомним призывы наших реформаторов использовать чилийский опыт генерала А. Пиночета) или что в интересах демократии можно идти на ограничение рыночных свобод (пример с бюрократической и коррупционно-криминальной приватизацией, последствия которой до сих пор сказываются на легитимности собственности), оказывается несостоятельной.
Сегодня глобальная конкурентоспособность — основа экономической самодостаточности и государственного суверенитета. Поэтому целенаправленное формирование конкурентных начал, развитие конкурентных отношений, функционирование реально действующих и эффективных институтов поддержки и стимулирования конкуренции, антимономольной защиты должны стать долгосрочной стратегией, частью модернизационного проекта, связующей идеей государственной экономической политики Российской Федерации.
Продолжается реализация исторически сложившейся линии исследований объективных закономерностей функционирования российской социально-экономической системы, что служит научной основой формирования долгосрочной стратегии развития России. По заказу Института современного развития проведено крупное комплексное исследование, и его результаты нашли отражение в монографии «Стратегические ориентиры экономического развития России», где с учетом новых реалий определены национальные приоритеты роста.
Исследование федеративных отношений и интеграционных процессов
Весомый научный вклад в экономическую теорию связан с формированием нового направления научных исследований — экономических основ федеративных отношений. Впервые дано целостное понимание их экономического механизма как самостоятельного объекта научных исследований. Такой подход можно рассматривать как определенное продвижение и по сравнению с зарубежной научной мыслью, где федерализм трактуется прежде всего как правовая (конституционная) проблема, а экономические аспекты федерализма сводятся в основном к проблеме бюджетного федерализма. О существенном продвижении можно говорить и в области исследования интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Сегодня дипломатическая, внешнеэкономическая, военно-политическая стратегии нуждаются в ясных и привлекательных моделях формирования евразийского интеграционного пространства, международного партнерства, социально-культурного и экономического сотрудничества. Многообещающей в этой связи выглядит Концепция интеграции на основе формирования и развития «центров эффективных партнерств», которая закономерно приходит на смену доктрине разноуровневой и разноскоростной интеграции, сформированной в 1990-е гг. Актуальна и разработка теоретических основ типологии стран постсоциалистического мира по задачам и ресурсам экономической модернизации, характеру влияния глобального кризиса, каналам его распространения на национальную экономику и мерам антикризисной политики.
В годы после объединения сотрудники института выполнили ряд поистине грандиозных проектов прикладного характера.
Так, среди наиболее заметных научно-организационных результатов работы нашего коллектива — организация и проведение Первого Российского экономического конгресса (2009), ставшего, по признанию его участников, беспрецедентным событием в интеллектуальной жизни страны. Модераторами большинства научных сессий конгресса были сотрудники института, около 100 из них выступили с докладами, было подготовлено шесть тематических томов, отражающих основные наши работы. Откровенно говоря, я испытываю чувство гордости за вверенный мне институт, его сотрудников, за их поистине самоотверженный труд, обеспечивший успех такого грандиозного мероприятия.
Новые ориентиры
Сегодня, когда идет напряженный поиск новых решений на новые вызовы, Россия может и должна предложить свои версии новой экономики и нового международного экономического порядка, приемлемые и для остального мира. Именно Институт экономики РАН призван сказать веское слово, поскольку он всегда отличался напряженными поисками необходимой обществу философии экономического развития.
Ключевые приоритеты нашей работы — теоретические фундаментальные исследования, социальная проблематика в ее расширенном понимании и конечно же долгосрочные концепции и программы социально-экономического развития страны с обязательным учетом ее позиционирования в глобальной экономике.
Для успешного решения новых задач у института есть интеллектуальный ресурс — высокие профессионалы разных возрастов, мощный эффект преемственности поколений и исследовательской культуры, постоянное воспроизводство и творческий поиск надежных научных идей.
Принципы нашего понимания задач исследовательской работы ярко отражает новая трехлетняя научно-исследовательская программа «Гражданское общество и экономическое развитие». Наша научная и гражданская позиция заключается в том, что для успешной модернизации, формирования экономики, основанной на знаниях, создания благоприятной инновационной среды жизненно необходимо окончательное и необратимое превращение человека из подданного государства в свободного гражданина общества.
Наконец, ключевым научным приоритетом для института остаются исследования многообразной проблематики постсоветского пространства.
Итак, Институт экономики РАН по-прежнему обладает мощным творческим потенциалом и уверенно смотрит в будущее, оставаясь одним из ведущих экономических научно-исследовательских центров страны. В 80 юбиляр молод, энергичен и амбициозен. Пожелайте ему удачи.