Государственная корпорация желает продлить свою жизнь за счет квартиросъемщиков — собственников и арендаторов жилья. Непросто реорганизовать государственную структуру, срок жизни которой истекает 31 декабря 2011 г. (Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»). Но можно, если принять новый закон.
Руководство госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (Фонд ЖКХ) разослало в органы государственной власти субъектов РФ законопроект «О Федеральном и региональных фондах капитального ремонта многоквартирных домов». В сопроводительном письме к нему указано, что новый закон установит долгосрочные механизмы «ресурсного обеспечения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с участием средств бюджетов различного уровня и средств собственников жилья». С этой целью предлагается преобразовать госкорпорацию в вертикально интегрированную структуру во главе с Федеральным фондом капитального ремонта многоквартирных домов.
До 1 января 2012 г. в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ Фонд ЖКХ должен освоить в общей сложности 255 млрд бюджетных рублей на капитальный ремонт жилых домов и снос ветхого жилья. Плюс около 25 млрд руб. доходов, полученных им от размещения на банковских депозитах временно свободных средств (по состоянию на 1 апреля 2010 г. ). Такой механизм приращения капитала применяется, поскольку невозможно одномоментно освоить всю сумму. Регионы и муниципальные образования финансируют только 5% общей стоимости капитального ремонта многоквартирных домов на своих территориях, остальные 95% — средства фонда.
Через полтора года фонд должен исчезнуть. Его капитаны предупреждают: все ляжет на плечи региональных и местных бюджетов, и предлагают способ уменьшить нагрузку на бюджеты за счет… квартиросъемщиков — собственников приватизированного жилья и нанимателей.
Фонд научился приращивать капиталы
Экспертное сообщество обнаружило в законопроекте множество правовых коллизий. В частности, предусмотрена обязательность платежа, невнесение которого влечет административное наказание в виде штрафа. А это признак нового вида налога, поскольку можно ввести систему бессрочного внесения гражданами платы за капитальный ремонт.
Более того, по заключению Института экономики города, за замаскированным стремлением дополнить Налоговый кодекс РФ скрываются изменения и в Жилищный кодекс РФ, а именно в положение о том, что прерогатива решения о капитальном ремонте принадлежит исключительно собранию жильцов. С принятием поправок отпадет необходимость в существовании ТСЖ, жилищных кооперативов, управляющих компаний, поскольку законопроект предусматривает отчуждение их средств в региональные фонды.
Появление проекта, вероятно, связано с нежеланием Фонда ЖКХ расставаться с ролью распределителя денежных потоков. И не важно каких — бюджетных или принудительно привлеченных от населения. Сейчас в свободном остатке у фонда 62,18 млрд руб. Они размещены на банковских депозитах и в облигациях. Это позволяет действующее законодательство. Фонд пользуется сполна.
За два года он заработал таким способом 24,95 млрд руб. и даже подсобил экономическим отраслям: 48,79 млрд руб. было размещено на особых условиях. Согласно антикризисным мерам правительства деньги использованы на кредитование компаний, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях экономики.
Содержание госкорпорации обходится уже в 3,38 млрд руб.
Губернаторы и депутаты могут поддержать инициативу. У руководства фонда, видимо, есть основания надеяться на понимание региональных властей. Велик соблазн обложить законопослушных граждан еще одним обязательным сбором и на их деньги (но без их ведома) раздавать средства на латание стен, перекладку труб и снос не подлежащих ремонту домов исполнителем, избранным в строгом соответствии с законом. Да еще привлекать их к ответственности.
Официальной реакции от глав исполнительных и представительных органов пока не последовало. Правда, на совещании в Казани их представители и федеральные чиновники высказались за то, чтобы платеж был добровольным. Ведь собирают в Татарстане по 5 руб. в месяц за каждый квадратный метр жилья. Но официально решение не принято.
Это побудило участницу совещания руководителя Института экономики города Надежду Косареву заявить, что ремонт нужно проводить на заемные средства, как во всех развитых странах. По ее мнению, государство должно давать гарантии банкам, чтобы они кредитовали ремонтников под низкий процент.
В Фонде ЖКХ утверждают, что в России «ремонтный» кредит невозможен, поскольку в развитых странах есть собственники многоквартирных домов, а у нас только собственники квартир.
Не исключено, что после этого совещания у регионов появится особое мнение о предложенных изменениях в законодательство, поскольку без преобразования государственной корпорации в фонд с филиалами в субъектах Федерации распределением федеральных денег на капитальный ремонт и снос многоквартирных домов могут заняться и Минфин, и Минрегион. Тогда придется сначала дома уговаривать представителей фонда дать денег, а потом ехать в Москву исполнять старинный танец «шапку ломать» в пределах Садового кольца.
Буква закона
(1) Пункт 1 ст. 8 НК РФ
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
(2) Постановление Конституционного суда РФ от 11.11.97 №16-П
Признаками налоговых платежей являются:
1) обязательность;
2) безвозвратность;
3) индивидуальная безвозмездность;
4) отсутствие персонификации при поступлении в специальный фонд.
(3) Часть 2 ст. 158 Жилищного кодекса РФ
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
(4) Статья 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб. , на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.