НДС 0%: специфика декларирования имеет значение

| статьи | печать

Размер ставки НДС при перевозке экспортируемых товаров по территории Российской Федерации зависит от того, располагает грузоперевозчик документами, подтверждающими право на применение нулевой ставки, или нет. Такой вывод следует из постановления Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 17977/09.

 

ПРОБЛЕМА

Много лет не утихали споры о том, какую ставку НДС применять в отношении транспортировки экспортируемых товаров. Камнем преткновения являлся подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, согласно которому нулевая ставка НДС распространялась на работы и услуги, непосредственно связанные с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. Речь идет в том числе о работах и услугах по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы Российской Федерации или ввозимых на ее территорию товаров, выполняемых российским организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), а также об иных подобных работах и услугах.

Налоговые органы считали, что нулевая ставка НДС должна применяться ко всем указанным работам и услугам, если перевозимые товары планируется вывозить за пределы Российской Федерации (экспортировать). Такой подход вызывал много проблем с грузоперевозчиками, осуществляющими доставку товаров до таможенных постов. Они отказывались выставлять счета-фактуры за свои услуги по ставке 0%, поскольку в этом случае им надлежало подтверждать право на применение такой ставки. А это не всегда возможно.

Налогоплательщики, напротив, считали, что определяющим фактором для применения нулевой ставки налога является момент помещения товара под таможенный режим экспорта. Только тогда у грузоперевозчиков могли быть все необходимые документы, подтверждавшие право на применение нулевой ставки НДС. Данную позицию не раз поддерживал Президиум ВАС РФ (см., например, постановление от 03.11.2009 № 9476/09).

Встал на сторону налогоплательщиков и Минфин России. В письме от 29.10.2009 № 03-07-08/219 он подтвердил, что у российских перевозчиков, не осуществляющих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, нет основания для применения нулевой ставки НДС по указанным услугам.

НОВЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

В постановлении от 20.04.2010 № 17977/09 Президиум ВАС РФ пошел еще дальше. Суд не признал помещением под таможенный режим экспорта периодическое временное декларирование товаров.

Как следует из материалов дела, общество «Сургутнефтегаз» через контрагента реализовывало на экспорт нефтепродукты. Товары вывозились из России морским транспортом. До порта их доставляли железнодорожным транспортом. Для этого контрагент заключил договор с перевозчиком (российской компанией), предметом которого являлось оказание услуг по транспортировке товаров железнодорожным транспортом с оплатой железнодорожного тарифа за пользование железнодорожной инфраструктурой и перевозку товаров. При формировании счетов-фактур грузоперевозчик включил железнодорожный тариф с НДС по ставке 18%, уплаченный ОАО «Российские железные дороги». Комиссионер перевыставлял обществу счета-фактуры также с НДС 18%.

Налоговые органы отказали обществу в принятии к вычету сумм НДС, отраженных в данных счетах-фактурах. Причиной отказа стал тот факт, что в отношении товаров были оформлены временные периодические таможенные декларации, содержавшие отметку таможенного органа «Выпуск разрешен». На этом основании налоговые органы, а впоследствии и суды пришли к выводу, что нефтепродукты в период транспортировки уже находились под таможенным режимом экспорта. Поэтому к услугам по их реализации следовало применить налоговую ставку 0%.

Президиум ВАС РФ сделал иные выводы. Ссылалась на нормативные акты ФТС России, он отметил, что правила таможенного оформления и контроля, действующие в отношении вывоза с территории РФ товаров железнодорожным транспортом, применяются к товарам, вывозимым железнодорожным транспортом в морские (речные) порты для дальнейшей международной перевозки, только в одном случае. А именно: товары задекларированы таможенным органом, в регионе деятельности которого находится железнодорожная станция отправления.

Для нефти и нефтепродуктов приказом ФТС России от 24.08.2006 № 800 «О местах декларирования отдельных видов товаров» определены специальные места декларирования. Такие товары декларируются таможенными постами, в регионе деятельности которых осуществляется погрузка товаров на морские суда, убывающие с таможенной территории. Этот же приказ предусматривает периодическое временное декларирование нефтепродуктов.

Таможенный кодекс РФ определяет временное декларирование как заявление таможенному органу о намерениях вывезти ориентировочное количество товаров, в отношении которых не может быть представлена точная информация для таможенного оформления (ст. 138). Такое декларирование не требует представления железнодорожных накладных и иных документов, подтверждающих перевозку товаров по территории России. Не проставляются на них и отметки, разрешающие и подтверждающие вывоз товаров из Российской Федерации.

Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что в связи со спецификой таможенного оформления экспорта нефтепродуктов контрагенты общества не располагали и не могли располагать надлежащими транспортными и товаросопроводительными документами, в силу чего не претендовали на налоговую ставку 0%.

Применять эту логику суда теперь обязаны все арбитражные суды при рассмотрении аналогичных дел.

ОТ РЕДАКЦИИ

Уважаемые читатели! В статье Л. Клименковой «НДФЛ и страховые взносы с авансов: все зависит от договора» в примере 1 допущена ошибка. При начислении страховых взносов в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии вместо тарифа 8% следует использовать тариф 14%. Сумма страховых взносов составит не 36 000 руб., а 63 000 руб. (450 000 руб. х 14%). Соответственно на эту сумму оформляются проводки: Дебет 20 (26, 44) Кредит 69-2-1 и Дебет 69-2-1 Кредит 51.

Приносим свои извинения.