Центробанк с июня изменил курсовую политику и порядок информирования о своих операциях на валютном рынке.
На это изменение еще раз обратил внимание игроков валютного рынка главный борец со спекулянтами первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев. Свое выступление он начал с неприятного для многих «валютчиков» заявления: потенциал укрепления рубля исчерпан, он будет впредь колебаться, возможно, со значительной амплитудой, вокруг нынешней отметки. Затем А. Улюкаев напомнил о смене курсовой политики с июня. Теперь российский регулятор раскрывает данные об общих валютных интервенциях на рынке и сообщает о целевых инвестициях, которые не будут учитываться при корректировке границ коридора бивалютной корзины.
Поначалу эксперты пребывали в недоумении: похоже, опять только слова (плановые инвестиции будут заменены целевыми), ничего фактически не изменилось и доказательство тому — статистика на сайте ЦБ РФ. Но, поразмыслив, они обнаружили изменение. Оно состоит в признании ранее замеченного игроками факта, что регулятор давно двигает рынок, покупая валюту выше верхней границы коридора. По мнению одного из крупных участников валютных торгов, это делается для того, чтобы опровергнуть сложившиеся на основе анализа ожидания «валютчиков».
ЦБ РФ охотно признает, что в своих интервенциях до сих пор руководствовался ценой на нефть и текущим состоянием платежного баланса, не допуская чрезмерного укрепления рубля. Но больше этого не будет. Якобы импорт вырос, того избытка валюты, который наблюдался в последнее время, нет и даже без специального вмешательства регулятора рубль станет более волатильным, более рыночным, более зависимым от сиюминутной конъюнктуры.
Многие аналитики не согласны с мнением Центробанка. Например, советник министра экономического развития Евгений Надоршин полагает, что рубль, несмотря на решение ЦБ РФ, укрепится. Инфляция по всему миру будет ускоряться, стабильности в основных мировых валютах ждать не приходится, вот рубль и вздорожает. Сильный рубль предсказывают и в МДМ-банке.
Есть и другое объяснение любви ЦБ РФ к волатильности. Его приводит управляющий валютными рисками крупной финансовой компании. Он вспоминает о заработках инсайдеров во время кризисной девальвации и утверждает, что волатильность в действительности будет управляемой и кто-то, на кого не стоит указывать, снова заработает миллионы долларов на инсайдерской информации о корректировке курса рубля.