Внесенный поздно вечером 2 июня на обсуждение в Госдуму законопроект Министерства здравоохранения и социального развития «Об обязательном медицинском страховании», который был спешно подготовлен в недрах ведомства по запросу правительства, получил негативные отзывы как со стороны страховых компаний, так и со стороны медицинских работников и других экспертов.
Всего неделю проект нового закона побывал в открытом доступе на сайте Минздравсоцразвития России, и о нем уже сложилось общее мнение — сырой. Однако в начале июня группа депутатов-единороссов все же внесла документ на обсуждение в Госдуму. Через день, 4 июня, правительство представило депутатам еще один законопроект, касающийся реформы здравоохранения и предусматривающий увеличение с 2011 г. отчислений работодателей в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 2,1 до 3,1% фонда заработной платы. По сравнению с 2010 г. в 2011-м увеличение доходов ФОМС в абсолютных цифрах составит 460 млрд руб. Дополнительные средства планируется направить на «модернизацию региональных программ здравоохранения, софинансирование медицинской помощи неработающим пенсионерам, информатизацию здравоохранения и оплату медицинской помощи с учетом повышения финансовой обеспеченности стандартов ее предоставления». Об этом говорится в сопровождающем документе.
Благие намерения разбились о технические проблемы их воплощения. Как говорят в Минздравсоцразвития России, идея реформы — превращение клиента (больного) в центральную фигуру всей системы здравоохранения. «Деньги должны будут ходить за клиентом», — объясняют в министерстве. Застрахованные по ОМС люди получат возможность самостоятельно выбирать страховую компанию, медицинское учреждение и даже лечащего врача, причем не только среди государственных медицинских учреждений, но и среди коммерческих. Критики законопроекта считают, что на практике воплотить прекрасную затею не удастся, поскольку механизм выбора не прописан.
Первым недовольство выразил Межрегиональный союз медицинских страховщиков (МСМС). В своем заявлении, появившемся практически на следующий день после того, как законопроект Минздравсоцразвития России оказался в Госдуме, МСМС сообщил следующее: «Редакция Закона „Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации“... содержит целый комплекс серьезных недоработок и упущений. Исключены из финансирования по программе ОМС практически все социальные инфекционные заболевания, включая туберкулез и венерические заболевания, а также наркологические заболевания, алкоголизм, все стоматологические заболевания, восстановительное и реабилитационное лечение, спортивная медицина, лечение последствий радиации, медицина катастроф. Нет ясности, включены или нет в базовую программу анестезиология и хирургия, острые заболевания и состояния, не совместимые с жизнью. Большое число положений данного законопроекта входят в противоречие или нарушают действующее законодательство, включая Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“, основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Федеральный закон „О защите конкуренции“, Закон РФ „Об организации страхового дела в Российской Федерации“, и требуют значительной корректировки».
По словам экспертов, новый законопроект по сути сводится к изменению порядка финансирования существующей системы здравоохранения без реформирования ее организационных принципов и в нынешнем виде только ухудшит доступность медицинской помощи для россиян. Больше всего участники рынка опасаются, что сырой законопроект примут без публичного межведомственного обсуждения.