В посткризисный период конкуренция за иностранные инвестиции может резко усилиться, отмечали участники I Международной конференции «Зарубежные и российские инвестиции: проблематика, привлечение, защита». России предстоит внести ряд изменений в законодательство, направленных на защиту и поддержку зарубежных инвестиций.
Поступление иностранных инвестиций в страну в условиях финансового кризиса не прекратилось. Только прирост прямых иностранных инвестиций, представляющих собой непосредственные вложения денежных средств в конкретные проекты, составил в 2009 г., по оценке экспертов Международной организации кредиторов (World Organization of Creditors), около 45 млрд долл. Правда, это существенно ниже показателя 2008 г. — 70,3 млрд долл. Накопленные же прямые иностранные инвестиции в российскую экономику в прошлом году превысили 250 млрд долл. (3,6% ВВП).
Среди стран БРИК по размеру прямых инвестиций Россия уступает только Китаю (44,9 млрд долл. и 105,1 млрд долл.). Причем наша страна четвертый год подряд лидирует среди группы динамично развивающихся государств по доле прямых инвестиций в ВВП. Минфин России считает, что общий приток зарубежных инвестиций вернется на докризисный уровень уже к 2011 г.
Конкуренция за инвестиции обостряется
Независимые аналитики отмечают, что в посткризисный период может резко обостриться конкуренция за привлечение иностранных инвестиций. Стремление многих государств стимулировать экономический рост за счет бюджетных вливаний привело к растущим долговым обязательствам правительств многих стран.
Например, в Ирландии отношение внешнего долга к ВВП составляет 1004%, в Нидерландах — 470, в Великобритании — 416%. Большинство государств с высоким уровнем долговой нагрузки будет вынуждено привлекать иностранные средства на весьма выгодных для инвесторов условиях.
Россия с показателем отношения внешнего долга к ВВП 38% попадает в круг стран с невысоким уровнем госзадолженности. Зато у нас за время экономического кризиса значительно увеличилось количество неисполненных долговых обязательств предприятий и граждан.
По оценкам Ассоциации российских банков, в 2009 г. на долю предприятий реального сектора экономики приходилось 76% просроченных кредитов, на долю физлиц — 24%. В прошлом году просрочки по кредитам юридических лиц выросли почти в три раза и составили 6,3% общего кредитного портфеля. Это вызывает у инвесторов настороженность.
По словам президента Международной организации кредиторов (МОК) Екатерины Капустиной, иностранные инвесторы всегда интересовались российским рынком. Но, столкнувшись однажды с недобросовестными партнерами, они теперь опасаются строить долгосрочные инвестиционные планы.
Выход из создавшейся ситуации, считает глава МОК, — в совершенствовании законодательной базы по вопросам защиты инвесторов и их капиталовложений. Для этого МОК совместно с Союзом заемщиков и вкладчиков России подготовил и вынес на обсуждение общественности вариант законопроекта «О регулировании деятельности по взысканию долгов».
До сих пор подобные вопросы регулируются Гражданским и Уголовным кодексами РФ. При разработке данного законопроекта учитывались рекомендации общественных организаций, занятых защитой законных прав инвесторов, среди которых есть и российские, и иностранные граждане.
Законодатели засуетились
Кроме защиты законных прав инвесторов, по мнению председателя Комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Евгения Федорова, предстоит решить ряд вопросов, связанных с поддержкой инвестдеятельности. Речь идет о пакете поправок в федеральные законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О концессионных соглашениях», «Об особых экономических зонах Российской Федерации», «О морских портах в РФ», о различных институтах развития (о Банке развития и внешнеэкономической деятельности, Фонде содействия реформированию ЖКХ, Роснанотехе, Олимпстрое, Росатоме, Ростехнологиях и др.). Для формирования правовой базы инновационной экономики, уверен депутат, требуется переработка 109 федеральных законов и принятие десятка новых. Это необходимо для запуска инструментов рынка интеллектуальной собственности (рынка технологий), создания в стране научно-прикладного бизнеса. В марте Госдума уже предложила внести соответствующие поправки в законодательство.
Нужно максимально использовать опыт стран БРИК по стимулированию инвестиционной деятельности зарубежных и отечественных инвесторов, убежден почетный президент МОК Роберт Абдуллин.
В Китае, например, реализовано освобождение инвестирующих нерезидентов от каких-либо проверок в течение периода становления бизнеса. Там отработаны механизмы субсидирования ставок по многим налоговым сборам в зависимости от отраслевого направления инвестиционных проектов и система скидок по арендным и инфраструктурным платежам. Аналогичные механизмы успешно задействованы в системе налогообложения Индии и Бразилии.
Ощутимые преференции для иностранных инвестиций предлагаются в Финляндии и Мексике, а также в Казахстане, где и без того достаточно низкие ставки по базовым налоговым сборам. Интересен и уникальный опыт формирования максимально благоприятной инвестиционной среды в Чили, Турции и Новой Зеландии.
Годовой приток прямых иностранных инвестиций в Россию в соотношении со странами БРИК
Год |
Россия |
Китай |
Индия |
Бразилия | ||||
млрд долл. |
% ВВП |
млрд долл. |
% ВВП |
млрд долл. |
% ВВП |
млрд долл. |
% ВВП | |
2009 |
44,9 |
3,6 |
105,1 |
2,5 |
33,0 |
2,7 |
22,6 |
1,5 |
2008 |
70,3 |
4,2 |
108,3 |
2,5 |
41,6 |
3,5 |
45,1 |
2,9 |
2007 |
55,1 |
4,3 |
83,5 |
2,5 |
25,1 |
2,3 |
34,6 |
2,6 |
2006 |
29,7 |
3,0 |
72,7 |
2,7 |
20,4 |
2,3 |
18,8 |
1,7 |
2005 |
12,9 |
1,7 |
72,4 |
3,2 |
7,6 |
1,0 |
15,1 |
1,7 |
2004 |
15,4 |
2,6 |
60,6 |
3,1 |
5,8 |
0,9 |
18,1 |
2,7 |
2003 |
8,0 |
1,9 |
53,5 |
3,3 |
4,3 |
0,8 |
10,1 |
1,8 |
2002 |
3,5 |
1,1 |
52,7 |
3,6 |
5,6 |
1,1 |
16,6 |
3,3 |
2001 |
2,8 |
0,9 |
46,9 |
3,5 |
5,5 |
1,2 |
22,5 |
4,1 |
2000 |
2,7 |
1,0 |
40,7 |
3,4 |
3,6 |
0,8 |
32,8 |
5,1 |
Источник: Международная организация кредиторов
(по данным МВФ и ЮНКТАД)
Прямые иностранные инвестиции в экономику России
Год |
Объем иностранных инвестиций за год, млрд долл. |
Объем накопленных иностранных инвестиций по состоянию на конец года, млрд долл. |
ВВП, млрд долл. |
Иностранные инвестиции за год по отношению к ВВП, % |
2010* |
20,3 |
— |
1364,0 |
1,5 |
2009 |
44,9 |
251,0 |
1254,7 |
3,6 |
2008 |
70,3 |
213,7 |
1676,6 |
4,2 |
2007 |
55,1 |
491,2 |
1294,4 |
4,3 |
2006 |
29,7 |
265,9 |
989,4 |
3,0 |
2005 |
12,9 |
180,2 |
764,3 |
1,7 |
2004 |
15,4 |
122,3 |
591,9 |
2,6 |
2003 |
8,0 |
96,7 |
431,4 |
1,9 |
2002 |
3,5 |
70,9 |
345,1 |
1,1 |
2001 |
2,8 |
52,9 |
306,6 |
0,9 |
* Прогнозные показатели.
Источник: Международная организация кредиторов
(по данным МВФ, Росстата и Минэкономразвития России)