Как защитить иностранные инвестиции

| статьи | печать

В посткризисный период конкуренция за иностранные инвестиции может резко усилиться, отмечали участники I Международной конференции «Зарубежные и российские инвестиции: проблематика, привлечение, защита». России предстоит внести ряд изменений в законодательство, направленных на защиту и поддержку зарубежных инвестиций.

Поступление иностранных инвестиций в страну в условиях финансового кризиса не прекратилось. Только прирост прямых иностранных инвестиций, представляющих собой непосредственные вложения денежных средств в конкретные проекты, составил в 2009 г., по оценке экспертов Международной организации кредиторов (World Organization of Creditors), около 45 млрд долл. Правда, это существенно ниже показателя 2008 г. — 70,3 млрд долл. Накопленные же прямые иностранные инвестиции в российскую экономику в прошлом году превысили 250 млрд долл. (3,6% ВВП).

Среди стран БРИК по размеру прямых инвестиций Россия уступает только Китаю (44,9 млрд долл. и 105,1 млрд долл.). Причем наша страна четвертый год подряд лидирует среди группы динамично развивающихся государств по доле прямых инвестиций в ВВП. Минфин России считает, что общий приток зарубежных инвестиций вернется на докризисный уровень уже к 2011 г.

Конкуренция за инвестиции обостряется

Независимые аналитики отмечают, что в посткризисный период может резко обостриться конкуренция за привлечение иностранных инвестиций. Стремление многих государств стимулировать экономический рост за счет бюджетных вливаний привело к растущим долговым обязательствам правительств многих стран.

Например, в Ирландии отношение внешнего долга к ВВП составляет 1004%, в Нидерландах — 470, в Великобритании — 416%. Большинство государств с высоким уровнем долговой нагрузки будет вынуждено привлекать иностранные средства на весьма выгодных для инвесторов условиях.

Россия с показателем отношения внешнего долга к ВВП 38% попадает в круг стран с невысоким уровнем госзадолженности. Зато у нас за время экономического кризиса значительно увеличилось количество неисполненных долговых обязательств предприятий и граждан.

По оценкам Ассоциации российских банков, в 2009 г. на долю предприятий реального сектора экономики приходилось 76% просроченных кредитов, на долю физлиц — 24%. В прошлом году просрочки по кредитам юридических лиц выросли почти в три раза и составили 6,3% общего кредитного портфеля. Это вызывает у инвесторов настороженность.

По словам президента Международной организации кредиторов (МОК) Екатерины Капустиной, иностранные инвесторы всегда интересовались российским рынком. Но, столкнувшись однажды с недобросовестными партнерами, они теперь опасаются строить долгосрочные инвестиционные планы.

Выход из создавшейся ситуации, считает глава МОК, — в совершенствовании законодательной базы по вопросам защиты инвесторов и их капиталовложений. Для этого МОК совместно с Союзом заемщиков и вкладчиков России подготовил и вынес на обсуждение общественности вариант законопроекта «О регулировании деятельности по взысканию долгов».

До сих пор подобные вопросы регулируются Гражданским и Уголовным кодексами РФ. При разработке данного законопроекта учитывались рекомендации общественных организаций, занятых защитой законных прав инвесторов, среди которых есть и российские, и иностранные граждане.

Законодатели засуетились

Кроме защиты законных прав инвесторов, по мнению председателя Комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Евгения Федорова, предстоит решить ряд вопросов, связанных с поддержкой инвестдеятельности. Речь идет о пакете поправок в федеральные законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О концессионных соглашениях», «Об особых экономических зонах Российской Федерации», «О морских портах в РФ», о различных институтах развития (о Банке развития и внешнеэкономической деятельности, Фонде содействия реформированию ЖКХ, Роснанотехе, Олимпстрое, Росатоме, Ростехнологиях и др.). Для формирования правовой базы инновационной экономики, уверен депутат, требуется переработка 109 федеральных законов и принятие десятка новых. Это необходимо для запуска инструментов рынка интеллектуальной собственности (рынка технологий), создания в стране научно-прикладного бизнеса. В марте Госдума уже предложила внести соответствующие поправки в законодательство.

Нужно максимально использовать опыт стран БРИК по стимулированию инвестиционной деятельности зарубежных и отечественных инвесторов, убежден почетный президент МОК Роберт Абдуллин.

В Китае, например, реализовано освобождение инвестирующих нерезидентов от каких-либо проверок в течение периода становления бизнеса. Там отработаны механизмы субсидирования ставок по многим налоговым сборам в зависимости от отраслевого направления инвестиционных проектов и система скидок по арендным и инфраструктурным платежам. Аналогичные механизмы успешно задействованы в системе налогообложения Индии и Бразилии.

Ощутимые преференции для иностранных инвестиций предлагаются в Финляндии и Мексике, а также в Казахстане, где и без того достаточно низкие ставки по базовым налоговым сборам. Интересен и уникальный опыт формирования максимально благоприятной инвестиционной среды в Чили, Турции и Новой Зеландии.

Годовой приток прямых иностранных инвестиций в Россию в соотношении со странами БРИК

Год

Россия

Китай

Индия

Бразилия

млрд долл.

% ВВП

млрд долл.

% ВВП

млрд долл.

% ВВП

млрд долл.

% ВВП

2009

44,9

3,6

105,1

2,5

33,0

2,7

22,6

1,5

2008

70,3

4,2

108,3

2,5

41,6

3,5

45,1

2,9

2007

55,1

4,3

83,5

2,5

25,1

2,3

34,6

2,6

2006

29,7

3,0

72,7

2,7

20,4

2,3

18,8

1,7

2005

12,9

1,7

72,4

3,2

7,6

1,0

15,1

1,7

2004

15,4

2,6

60,6

3,1

5,8

0,9

18,1

2,7

2003

8,0

1,9

53,5

3,3

4,3

0,8

10,1

1,8

2002

3,5

1,1

52,7

3,6

5,6

1,1

16,6

3,3

2001

2,8

0,9

46,9

3,5

5,5

1,2

22,5

4,1

2000

2,7

1,0

40,7

3,4

3,6

0,8

32,8

5,1

Источник: Международная организация кредиторов
(по данным МВФ и ЮНКТАД)

Прямые иностранные инвестиции в экономику России

Год

Объем иностранных инвестиций за год, млрд долл.

Объем накопленных иностранных инвестиций по состоянию на конец года, млрд долл.

ВВП, млрд долл.

Иностранные инвестиции за год по отношению к ВВП, %

2010*

20,3

1364,0

1,5

2009

44,9

251,0

1254,7

3,6

2008

70,3

213,7

1676,6

4,2

2007

55,1

491,2

1294,4

4,3

2006

29,7

265,9

989,4

3,0

2005

12,9

180,2

764,3

1,7

2004

15,4

122,3

591,9

2,6

2003

8,0

96,7

431,4

1,9

2002

3,5

70,9

345,1

1,1

2001

2,8

52,9

306,6

0,9

* Прогнозные показатели.

Источник: Международная организация кредиторов
(по данным МВФ, Росстата и Минэкономразвития России)