Комитет Госдумы по собственности совместно с Министерством регионального развития Российской Федерации готовит проект федерального закона «О регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами, а также об обеспечении прав собственников помещений в многоквартирном доме», который должен регламентировать саморегулирование управления многоквартирными домами. О том, зачем нужен этот закон, рассказала Ирина Булгакова, директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития РФ.
«ЭЖ»: Ирина Александровна, действующее законодательство, в частности Федеральный закон № 315-ФЗ, предоставляет возможность создавать СРО в любой сфере деятельности, в том числе в управлении жилищным фондом. Зачем нужен специальный закон о саморегулировании в этой сфере?
Ирина Булгакова: Законопроект предполагает введение обязательного саморегулирования для компаний, управляющих жилыми многоквартирными домами. Риски собственников жилых помещений, связанные с опасными видами работ, выполняемых управляющими компаниями, требуют контроля, который в настоящее время недостаточен. Членство в СРО обяжет организации, осуществляющие опасные работы при ремонте и эксплуатации жилищного фонда, исполнять регламенты и стандарты, которые будут приняты саморегулируемыми организациями, и нести за свою работу материальную ответственность.
Кроме того, мы хотим урегулировать отношения между собственниками квартир, управляющими компаниями и муниципальными властями, разграничив ответственность и обязанности каждого игрока на рынке ЖКХ. Сегодня эта проблема назрела. Особенно заметной она стала в начале года, когда многие управляющие компании приняли некорректные решения по платежам населения. Выявить некорректность начисления платежей, а также тех, кто допустил ошибки при начислении, очень сложно, поскольку в стране нет стандартов предоставления услуг по управлению многоквартирными домами.
Необходимо создать систему контроля за деятельностью управляющих компаний со стороны СРО, потребителей и государства, а также предоставить потребителям возможность выбирать управляющую организацию исходя из показателей эффективности деятельности различных СРО. Поясню: стандарты оказания услуг управляющими компаниями, принимаемые разными СРО, будут отличаться. И участие управляющей компании в той или иной СРО станет знаком качества, по которому потребитель сможет оценить, что ожидать от нее.
«ЭЖ»: Какая роль отводится Минрегиону России в саморегулировании рынка управления жилым фондом?
И. Б.: Министерство будет контролировать работу СРО управляющих компаний, в том числе вести их реестр.
«ЭЖ»: Ряд строительных работ по дому попадает в перечень опасных. Не получится ли, что управляющим компаниям придется вступать одновременно в две саморегулируемые организации — строительную и управляющую недвижимостью?
И. Б.: Сейчас мы законодательно разводим виды работ для управляющих и строительных организаций.
При проведении капитального ремонта дома, требующего вмешательства в ограждающие конструкции и технологическое оборудование, управляющая компания должна либо вступить в строительную СРО и получить допуск к этим опасным видам работ, либо нанять строительную организацию, уже имеющую такой допуск. Для выполнения текущего ремонта, аварийных ремонтов, работ, связанных с инженерной безопасностью, техническим обслуживанием и эксплуатацией здания, допуск строительных СРО не потребуется. Среди этих работ есть также опасные, которые войдут в техрегламент о безопасности зданий и сооружений. Тем не менее они будут относиться к деятельности управляющих компаний и регулироваться их СРО.
«ЭЖ»: Концепция законопроекта предполагает, что выработка стандартов оказания услуг по управлению многоквартирными домами и регулирование работы управляющих компаний должны проводиться в партнерстве с объединениями товариществ собственников жилья. Но пока собственники не стремятся даже ТСЖ организовывать и включаться в работу по управлению своей собственностью. Можно ли от них ждать участия в работе по выработке стандартов?
И. Б.: В управлении ЖКХ организация собственников — одна из самых серьезных проблем. В многоквартирных домах сейчас 82% собственников, которые либо приватизировали, либо купили квартиры. И они вправе выбрать любую из трех имеющихся в законодательстве форм управления домом: непосредственное управление, когда собственник сам заключает договоры со всеми поставщиками услуг по ЖКХ, объединиться в ТСЖ и вместе управлять домом или привлечь для этого управляющую компанию. Последняя форма превалирует в России, а ТСЖ созданы всего в 8% жилищного фонда. Похоже, большинство собственников считают, что кто-то за них должен решать проблемы эксплуатации их собственности.
Подобная позиция для собственника конечно же неприемлема. Мы исходим из того, что граждане, которые решили приватизировать, а тем более купить жилье, уже готовы к тому, чтобы принять на себя за него ответственность согласно Конституции.
Безусловно, из-за занятости граждан объединиться в ТСЖ в многоквартирных домах сложно. Но надо понимать, что собственники несут ответственность за общее имущество в доме и в той или иной форме придется оплачивать его ремонт и содержание. Лучше это сделать цивилизованным способом — объединиться в ТСЖ и подумать, как управлять имуществом (например, нанять квалифицированного управляющего). Уйти от ответственности можно, только если вернуться к муниципальному жилищному фонду и сдать квартиры в деприватизацию.