Либерализация рынка ЖКХ стала толчком для появления нового вида деятельности — управление недвижимостью — и предоставила большие возможности для злоупотреблений в данной сфере. Проблемы отрасли, вызванные отсутствием регулирования и стандартов предоставления услуг, могут решить СРО управляющих недвижимостью, которые возьмут на себя регулирующие функции и начнут диалог с государством, коммунальными службами и собственниками жилья.
Современная история российского ЖКХ началась с перехода от госуправления к негосударственной форме обслуживания домов. При этом единственным регламентирующим законом был Жилищный кодекс РФ, принятый в 2004 г. Но одно из самых главных лиц на рынке ЖКХ — управляющая компания — в нем только упомянуто.
На наш взгляд, управляющая компания — ключевой субъект не только в сфере ЖКХ, но и в управлении недвижимостью в целом. К сожалению, ни законодатели, ни исполнительная власть не учитывают этого при составлении рабочих документов и программ, что можно объяснить неорганизованностью профессионального сообщества.
Наглядный пример — Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергоэффективности и о повышении энергетической эффективности», толчком для его принятия стала активность монополистов. Мнения управляющих компаний при его подготовке слышно не было.
Государство, которое фактически устранилось от регулирования в системе коммунального хозяйства, создает комиссию по реформированию ЖКХ, Общественный совет при Минрегионе России. Но интересы УК, которые как раз и будут исполнять их решения, никто не представляет. В результате многие УК рискуют стать банкротами из-за того, что вынуждены работать по навязанным методикам.
В этой связи нелишним будет напомнить, что основная миссия всех профессиональных и предпринимательских объединений — формирование стандартов работы и защита профессиональных интересов. Сейчас в сфере управления недвижимостью уже ведется анализ взаимодействия УК и органов власти на местах и на уровне Федерации. Такую работу инициировало Национальное объединение СРО управляющих компаний. Для этого была создана рабочая группа, разрабатывающая стандарты и поправки в законы. Вполне вероятно, что, если бы это объединение существовало ранее, правила оказания услуг гражданам могли быть другими.