Рынки многих развивающихся стран предоставляют сегодня отличные возможности для успешного вложения капиталов. Так, Китай, Индия и Бразилия привлекают взгляды и деньги крупнейших международных инвесторов. Россия пока отстает по объему прямых инвестиций от этих регионов. Правительство обещает в ближайшее время создать благоприятные условия для венчурных вложений, не пожалев на эти цели 15‑млрд руб. Не ясно только, смогут ли наши чиновники обеспечить эффективное использование выделенных государством средств…
Интерес международных инвесторов к Китаю, Индии, Бразилии и России вполне понятен. Свыше 40% людей, живущих на нашей планете, — граждане этих четырех государств, территория которых занимает почти треть земной поверхности.
В прошлом году впервые в истории человечества суммарный объем валового внутреннего продукта развивающихся стран, по данным Всемирного банка, превысил (!) ВВП развитых государств.
Россия в этом перечне пока — увы — аутсайдер. На сегодняшний день она получает почти 25% прямых иностранных инвестиций, но приходящихся лишь на страны Центральной и Восточной Европы. По оценке консалтинговой компании Ernst&Young, в прошлом году объем прямых инвестиций в нашу страну возрос значительно по сравнению с 2004 г. на 38,5%, но составил всего 13 млрд дол.
Неброскость этой цифры можно оценить исходя из того, что доля прямых инвестиций в ВВП, составляющая в среднем по государствам Центральной и Восточной Европы около 30%, в России равняется всего лишь 6,5%.
На международной конференции EMPEC 2006 по прямым инвестициям в развивающиеся страны, которая в этом году впервые проходила в Москве, представители крупнейших инвестиционных фондов отмечали, что наиболее перспективными направлениями вложений в нашей стране являются ритейлерские сети, энергетика, предприятия быстрого питания и технологические компании.
Например, одним из наиболее удачных проектов инвестиционного фонда «Беркли Капитал Партнерс» (Berktley Capital Partners), использующего средства Европейского банка реконструкции и развития, стала ритейлерская сеть «Пятерочка». Ее оборот, по оценке Дмитрия Боски (Dmitry Bosky), управляющего директора фонда, за четыре года — с 2001 г. по 2005 г. — вырос с 300 млн дол. до 1,3 млрд.
По мнению г-на Боски (кстати, нашего бывшего соотечественника, покинувшего Россию в возрасте 16 лет, получившего образование в США и имеющего большой опыт реализации крупных инвестиционных проектов во многих странах мира), главное при выборе объекта вложений — наличие выдающейся команды и стратегии развития.
Прямые инвесторы обычно покупают долю в существующем бизнесе и становятся настоящими партнерами компании, в которую они вкладывают деньги. Так, «Беркли Капитал Партнерс», как правило, стремится получить как минимум два поста в совете директоров фирмы и затем привносит в ее деятельность свой накопленный в предыдущих проектах опыт менеджмента: занимается постановкой бизнес-процессов, вводит современную систему управленческого учета и контроля качества и т. д.
Если конкретная ситуация требует участия специалиста высокого уровня в том или ином сегменте бизнеса, фонд старается привлечь квалифицированных экспертов —профессионалов мирового класса, которые зачастую принимают участие в проекте параллельно со своей основной работой. В случае с «Пятерочкой» «Беркли Капитал Партнерс» пригласил специалиста по организации роста розничных сетей из Англии, а также экспертов компании, которая является мировым лидером в логистике. Полученный результат можно оценить, как говорится, на пять баллов.
Несмотря на определенные успехи прямых инвесторов в России, уровень их вложений явно отстает от показателей других успешно развивающихся стран. Если сравнить долю инвестиций в валовом внутреннем продукте Китая, Индии, Бразилии и нашей страны, то видно, что и среди них мы занимаем последнее место.
Чтобы использовать интерес крупных инвесторов к развивающимся рынкам и догнать наших ближайших соперников по уровню вложений иностранного капитала, российское Правительство обещает создать благоприятные условия для ведения бизнеса, уделив особое внимание формированию инфраструктуры венчурной индустрии.
По словам Андрея Шаронова, заместителя министра экономического развития и торговли, уже в течение ближайшего года будет создана Российская венчурная компания (РВК), в уставный капитал которой государство вложит 15 млрд руб. При этом доля державы в РВК должна составить 49%, оставшуюся часть капитала чиновники рассчитывают привлечь через частных инвесторов, которым будут обеспечены очень выгодные финансовые условия для работы.
По замыслу разработчиков программы, РВК профинансирует создание от 8 до 12 венчурных фондов, которые вложат средства в 100—200 портфельных компаний. Они, в свою очередь, проинвестируют деньги в развитие свыше 1000 стартапов — новых малых инновационных высокотехнологичных компаний.
Заинтересовать частных инвесторов чиновники рассчитывают за счет финансового рычага, который будет создаваться в результате добровольного ограничения государством доходности своих средств, вложенных в РВК, ее уровень не должен превышать 1/5 ставки рефинансирования (примерно 3% годовых). Средневзвешенная доходность венчурных фондов составляет 30—40%, разница в прибыли пойдет в пользу частных управляющих компаний, которым будут переданы в распоряжение бюджетные средства.
То есть государство в данном случае не ставит целью заработать на вложении своих средств, а стремится создать в течение нескольких лет отечественную венчурную индустрию. Более того, после завершения начального периода держава готова выйти из состава этих венчурных фондов, уступив свою долю частным инвесторам.
По словам Андрея Шаронова, уже сейчас настала пора формировать стартапы, поскольку сразу получить деньги из венчурного фонда нельзя. Сначала фирма должна подрасти, продумать технологию, привести в порядок патенты, собрать свою команду. Но деньги уже в пути, поскольку РВК начнет работать уже в следующем году.
Звучит очень красиво, но сегодняшние реалии выглядят совсем по-другому: в течение последних 10 лет доля малых инновационных компаний упорно не желает перешагнуть порог в 3% от общего числа субъектов предпринимательства.
Кроме того, конкретные результаты будут зависеть не только от размеров финансирования, но и от административных условий, которые создадут стартапам наши чиновники.
В недавнем обращении к Президенту, которое подписали руководители нескольких десятков объединений малого бизнеса, отмечалось, что во многих регионах чиновники даже не освоили те средства, которые были предусмотрены в госбюджете в прошлом и нынешнем году на развитие малого предпринимательства.
Добавить к выделенным ранее бюджетным ассигнованиям еще 15 млрд руб. можно, но без заинтересованного участия госслужащих в реализации венчурной программы добиться результатов будет сложно. По крайней мере сами предприниматели считают, что эти вопросы нужно выводить на уровень специализированного совета при Президенте страны.