Кроме двух уже существующих типов особых экономических зон (промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ) должна появиться их новая разновидность — туристско-рекреационные ОЭЗ.
Соответствующие поправки в законодательство были внесены двумя федеральными законами: от 03.06.2006 № 75-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и статью 1 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ» и от 03.06.2006 № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ», которые вступят в силу через 30 дней после их опубликования.
Предполагается, что в туристско-рекреационных ОЭЗ частный бизнес будет заниматься строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов, предназначенных для туризма, санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристской деятельностью, разработкой месторождений минеральных вод, лечебных грязей, других природных лечебных ресурсов и т.п.
Льготы, связанные с коммерческой деятельностью в туристско-рекреационных ОЭЗ, будут предоставляться резидентам этих зон. Статус резидента могут получить индивидуальные предприниматели, коммерческие организации (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.
Территории, на которых будут создаваться туристско-рекреационные ОЭЗ, должно определить Правительство РФ. Причем такие ОЭЗ смогут располагаться не только на государственных землях, но и на землях, которые находятся во владении или в пользовании граждан или юридических лиц, а также на особо охраняемых территориях (заповедники, заказники и т.п.).
Налоговые льготы для резидентов
Для того чтобы обеспечить льготные условия резидентам туристско-рекреационных ОЭЗ, законодатели внесли ряд изменений в Налоговый кодекс РФ.
Налогоплательщики-организации, имеющие статус резидента туристско-рекреационной ОЭЗ, так же как и резиденты промышленно-производственной особой экономической зоны, при исчислении налога на прибыль вправе в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент (не выше 2).
Резиденты туристско-рекреационных ОЭЗ также получили право переносить на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка. При этом совокупная сумма переносимого убытка для резидентов в отличие от других организаций не ограничивается 30 процентами налоговой базы.
Кроме этого, для резидентов-организаций субъекты Федерации, в которых расположены ОЭЗ, могут устанавливать пониженную ставку налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональные бюджеты, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны. Размер пониженной налоговой ставки не может быть меньше 13,5 процента.
Для того чтобы воспользоваться этой льготой, организация должна вести раздельный учет доходов (расходов), полученных от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и прочих доходов (расходов).
Поправки касаются всех ОЭЗ
Ряд поправок в НК РФ и в Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» (далее – Закон) касается не только туристско-рекреационных, но и промышленно-производственных, а также технико-внедренческих ОЭЗ.
Существенные льготы резиденты ОЭЗ всех типов получили по налогу на имущество. Этим налогом в течение пяти лет не будет облагаться имущество организаций-резидентов, созданное или приобретенное в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ и расположенное на территории данной ОЭЗ.
Аналогичная льгота предусмотрена и по земельному налогу: организации-резиденты не будут платить этот налог за землю, расположенную на территории ОЭЗ, в течение пяти лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.
Принципиально изменился и подход к регулированию деятельности резидентов ОЭЗ. Если раньше Закон гласил, что Правительство РФ устанавливает перечень видов деятельности, которые могут осуществляться на территории ОЭЗ, то после вступления в силу поправок ситуация станет диаметрально противоположной. Правительство будет определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне. То есть теперь резиденты в своей работе смогут руководствоваться принципом «что не запрещено, то разрешено».