Организациям, которые хотят вернуть излишне уплаченные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не позавидуешь. ФНС России, как под копирку, штампует письма, в которых утверждает, что действующим законодательством не определен орган, который должен производить зачет (возврат) таких переплат, следовательно, правовых оснований для таких действий у ФНС нет.
В Письме от 25.08.2005 № 19-4-04/000015@ она сообщила, что надо подождать, пока Минфин не проведет через Госдуму РФ поправки в законодательство, которые определят порядок проведения зачета (возврата) страховых взносов излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Спустя полгода появилось Письмо ФНС РФ от 15.03.2006 № 19-4-06/00003, в котором снова предлагалось ждать поправки в законодательстве.
Еще через месяц Федеральное казначейство Письмом от 24.04.2006 № 42-7.1-15/5.2-187 довело до своих подразделений Письмо Минфина РФ от 04.04.2006 № 03-05-02-07/10, в котором финансовое ведомство сообщило, что оно целиком солидарно с позицией ФНС, поэтому обратилось к Минздравсоцразвитию РФ с просьбой ускорить внесение соответствующих изменений в законодательство, которые наконец определили бы орган, обязанный производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и порядок его проведения.
Из общего хора голосов выбивается лишь Пенсионный фонд РФ. Поскольку после каждого отказа ФНС от возврата переплат налогоплательщики снова идут в отделение ПФР, то там тоже, видимо, не выдержали и выпустили Письмо от 17.02.2006 № 03-19/1691, где сообщили, что действующих документов вполне достаточно, чтобы обязать ФНС возвращать переплаты страховых взносов.
1. В соответствии с Приказом Минфина РФ от 16.12.2004 № 116н «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации» возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании распоряжений администратора поступлений в бюджет, полномочия которого устанавливаются согласно Приложению 11.1 к Федеральному закону от 15.08.96 № 115-ФЗ и Приложению 11 к Приказу Минфина РФ от 21.12.2005 № 152н.
Согласно указанным приложениям администратором поступления в бюджет ПФР страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии, и страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии является ФНС.
2. Поскольку в нормах Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не устанавливается порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к этим правоотношениям в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ применимы положения НК РФ, в частности ст. 78 НК РФ «Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени».
3. Согласно п. 2.1 Соглашения по информационному взаимодействию между МНС РФ и ПФР от 02.12.2003 № БГ-16-05/189/МЗ-08-32/2-С налоговые органы должны представлять в органы ПФР копии электронных расчетных документов и исполненных органами Федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной МНС России, в части платежей, относящихся к ПФР.
Также в совместном Письме Минфина РФ и Федерального казначейства от 28.07.2005 № 02-14-10а/2275/42-7.1/5.2-207 изложен порядок заполнения платежного поручения на возврат (возмещение) плательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм поступлений из бюджетной системы РФ, предусматривающий заполнение данного платежного документа администратором поступлений в бюджетную систему, которым по страховым взносам является ФНС.
4. Органы ПФР вправе осуществить возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).
В завершение ПФР порекомендовал налогоплательщикам обращаться в арбитражный суд. При этом он даже сообщил о случаях положительного решения данного вопроса (Ямало-Ненецкий АО, Чувашская Республика, Смоленская область).
От себя добавим, что положительно решаются вопросы по данной проблеме уже в целых федеральных округах (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24.01.2005 № А29-2897/2004а, Поволжского округа от 11.03.2006 №А55-22333/05-53).