В Госдуму поступило сразу два законопроекта, вносящих изменения в Федеральный закон от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
В последнее время законодатели всерьез взялись за алкогольный рынок. «ЭЖ» в № 21 (проект № 379332-5) писала о законопроекте, меняющем механизм проведения проверок юридических лиц, производящих и реализующих алкогольную продукцию.
Теперь депутатам предлагается два законопроекта, направленных на снижение злоупотреблений и правонарушений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
На практике широко распространена ситуация, когда на должности в коллегиальных и (или) единоличных исполнительных органах организаций, осуществляющих деятельность в сфере производства и оборота вышеперечисленной продукции, назначаются лица, которые фактически не исполняют соответствующих обязанностей, что делает неэффективным применение к ним мер административной ответственности.
Чтобы обеспечить замещение таких должностей квалифицированными и компетентными специалистами, предлагается установить, что организация имеет право вести деятельность по производству такой продукции, только если лица, замещающие должности в ее коллегиальном и (или) единоличном исполнительном органе, зарегистрированы в соответствующем государственном реестре физических лиц.
Требования к физическим лицам для включения их в реестр и порядок ведения реестра утверждает Росалкогольрегулирование.
Для противодействия нелегальному обороту алкогольной продукции предлагается изменить лицензионные требования к организациям. С 1 января 2011 г. для получения лицензии организация, осуществляющая оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи), должна будет иметь в собственности отдельное (выделенное) стационарное складское помещение площадью не менее 1000 кв. м.
А с 1 января 2013 г. для организаций, осуществляющих производство и оборот алкогольной продукции, необходимым лицензионным требованием станет наличие в собственности производственных и складских помещений.
По мнению разработчиков, ограничение по площади склада должно исправить ситуацию, когда организации оптовой торговли отражают в лицензии только склады небольшой площади, служащие лишь для оформления официальных документов, сопровождающих оборот алкогольной продукции, в то время как нелегальный оборот алкогольной продукции осуществляется ими через не указанные в лицензиях склады. Введение лицензионного требования обязательности владения организацией на правах собственности производственных и складских помещений будет обеспечивать должную ответственность организации в отношении соблюдения законодательства РФ.