Сегодня все говорят о том, как лучше перестроить экономику и развернуть ее в сторону инноваций. Меры для исправления ситуации предлагает Правительство, сенаторы, депутаты, губернаторы, ученые, но эти меры главным образом сводятся к изменениям налогового законодательства.
Подтверждением тому является принятая 12 мая в первом чтении новая глава 26.5 «Система налогообложения для организаций информационных технологий» Налогового кодекса РФ, предусматривающая льготное налогообложение для IT-предприятий — экспортеров (см. «ЭЖ» № 15).
Но предложений много, и в конце мая группа разработчиков, состоящая из депутатов Госдумы РФ Жореса Алферова, Оксаны Дмитриевой, Сергея Колесникова и председателя Национального совета по оценочной деятельности Ивана Грачева, а также руководителя Межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию законодательства РФ в области новых направлений осуществления научно-технической и инновационной деятельности при Администрации Президента РФ Екатерины Поповой в рамках «круглого стола», посвященного механизмам государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, организованного Центром «Открытая экономика», презентовала свой пакет законодательных инициатив под названием «Инновационная Россия».
В него вошли 16 законопроектов (см. табл.), 14 из которых касаются изменений налогового законодательства. При этом все налоговые инициативы связаны с предоставлением льгот (инструментом государственной политики, которым так и не научилась пользоваться наша исполнительная власть).
Однако, несмотря на то что сокращение налоговых доходов федерального бюджета при реализации всех законопроектов из инновационного пакета составит примерно 31,1 млрд рублей в год, или 0,55% от общих налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации в 2005 году, Минфин это все равно вряд ли одобрит.
Для обоснования своей позиции он будет оперировать уже известными всем аргументами: невозможностью администрировать и проверять добросовестность налогоплательщиков, общим снижением налоговой нагрузки, незапланированным сокращением доходной части бюджета, инфляцией и т.д.
Можно долго рассуждать по поводу представленного пакета изменений, оценивая то или иное предложение, но настораживает общий подход к делу, а точнее, отсутствие такового.
Стимулирование конкретной отрасли, а задача поставлена более серьезная — переход к инновационной экономике, не может ограничиваться только налоговыми послаблениями, речь должна идти об общей политике государства, а значит, касаться внешнеэкономической, социальной, кадровой политики, образования и т.д. У нас же это пока просто не практикуется.
Конечно, с чего-то нужно начинать, возможно, с налогов даже правильнее, но хотелось бы, чтобы налоговая политика все-таки была встроена в общую экономическую политику государства.
Выпадение доходов бюджетной системы от предоставления пяти летних налоговых «каникул» по налогу на прибыль:
1. |
Количество организаций, занятых в науке и научном обслуживании, в 2004 году |
115 307 организаций |
2. |
Сальдированный финансовый результат всех организаций науки и научного обслуживания в 2004 году |
37 737 млн руб. |
3. |
Средняя сумма налога на прибыль одной организации науки и научного обслуживания в условиях 2004 года |
78,5 тыс руб. |
4. |
Количество организаций науки и научного обслуживания, вновь зарегистрированных в течение года, в условиях 2004 года |
3 095 организаций |
5. |
Выпадение доходов бюджетной системы в течение года при предоставлении вновь зарегистрированным организациям науки и научного обслуживания «каникул» по уплате налога на прибыль в условиях 2004 года (строка 4 х строка 3) |
243,1 млн руб. |
6. |
Выпадение доходов бюджетной системы в течение года при предоставлении вновь зарегистрированным организациям науки и научного обслуживания «каникул» по уплате налога на прибыль с учетом инфляции за 2005—2007 годы (х 1,11 х 1,085 х 1,075) |
314,7 млн руб. |
7. |
Выпадение доходов бюджетной системы при предоставлении вновь зарегистрированным организациям науки и научного обслуживания «каникул» по уплате налога на прибыль с учетом перехода части предприятий на УСН в условиях 2007 года (1/2 от строки 6) |
157,4 млн руб. |