В мае безусловными лидерами по росту цен в промышленности оставались производства, завязанные на металлургии, и собственно металлурги. Есть сомнение, что наступившее затишье после майской ценовой стычки между ними и автопроизводителями будет долгим — у металла хватает и других потребителей.
Цены производителей промышленных товаров, по данным Росстата, в мае выросли на 2,3%, что на 0,5 п.п. меньше рекордного с начала года апрельского подъема. Наибольший вклад в это замедление внесли добывающие производства, где прирост цен снизился с 6,2% в апреле до 4,6% — в мае. Для сравнения: в обработке снижение составило 0,1 п.п. — до 2,3%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды цены сезонно опустились еще на 0,1%.
Как и в апреле, со значительным отрывом лидировали по ценовому росту производства, завязанные на выпуске металлов. В частности, цены на добычу и обогащение железных руд подскочили в мае на 22,6%. Можно сказать, что это еще ничего после апрельского взлета на 36,7%, а можно подсчитать, что к уровню марта железорудное сырье для металлургов подорожало на 67,6% всего за два месяца. Та же ценовая история с коксом: рост в апреле на 22,7%, в мае — на 20,6, относительно марта — на 48%.
Стахановские темпы роста цен у сырьевиков не могли не подхватить металлурги. В мае полуфабрикаты для переката подорожали у них на 16,5%, продукция прочей первичной обработки чугуна и стали — на 12, прочие цветные металлы — на 12,8%. В апреле металлы дорожали не менее резво.
О том, как бодались с металлургами из-за взлета цен сначала железнодорожники и вагоностроители, затем — автопроизводители, «ЭЖ» информировала достаточно подробно. Вряд ли нынешнее затишье продлится долго — примирять металлургов и потребителей металлов и принуждать их к компромиссу правительству скорее всего еще придется.
Что происходит с ценообразованием в металлургии, сейчас внимательно изучают антимонопольщики. А что если рост цен на сырье и металлы вызван в основном рыночными причинами? По этому поводу вспоминается аналогичная история с резким подорожанием цемента на пике докризисного бума в строительстве. Одного из крупнейших в России производителей цемента ФАС тогда тоже огрела, но в целом проблему решили по-другому: сняли таможенные барьеры на импорт и дешевый китайский и турецкий цемент «вылечил» рынок лучше любых докторов. Впрочем, возможно, цементное лобби в правительстве не такое «железное», как у металлургов.