Приостановление деятельности организации или предпринимателя фактически означает временный уход из бизнеса. Это может произойти с любой организацией, если контролеры выявили ряд нарушений, предусмотренных нормами КоАП РФ. Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 10.06.2010 № 13 дал разъяснения по вопросу привлечения к этому виду ответственности.
Cтатья 3.2 КоАП РФ предусматривает наряду со штрафом, предупреждением, конфискацией такое наказание, как административное приостановление деятельности. Этот вид ответственности применяется при совершении ряда нарушений, если в санкции статьи, размещенной в Особенной части КоАП РФ, указано такое наказание. Пленум ВС РФ обратил на это внимание в своем постановлении.
Согласно ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении:
-
деятельности ИП, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков;
-
эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений;
-
осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Административное приостановление деятельности применяется только в случаях:
-
угрозы жизни или здоровью людей;
-
возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности.
КоАП РФ предусматривает всего 45 составов нарушений, за которые могут приостановить деятельность.
Решение о приостановлении деятельности назначается судьей (районных судов), и только если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Это решается в каждом конкретном случае в судебном процессе. Максимальный срок, на который может быть приостановлена деятельность, — 90 суток.
Пленум дал рекомендации судьям, перед которыми поставлен вопрос о применении к нарушителю ответственности, ограничивающей деятельность. В частности, они должны при назначении этого наказания учитывать характер деятельности нарушителя, характер совершенных им действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении.
Досудебное приостановление
Следует отличать приостановление деятельности от временного запрета деятельности, предусмотренного ст. 27.16 КоАП РФ. Это мера предшествует рассмотрению дела в суде о применении приостановления деятельности. Ее максимальный срок — пять дней и ее назначение — в досудебном ограничении деятельности нарушителя, пока судом не будет решен вопрос о применении в отношении его такой меры ответственности, как приостановление деятельности. Пленум ВС РФ обратил внимание на то, что эти пять дней включаются в срок приостановления деятельности, если судом принято положительное решение.
Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол о соответствующем административном правонарушении.
Обеспечение наказания
В постановлении по делу судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые в зависимости от обстоятельств дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий или сооружений, принадлежащих нарушителю, либо во временном прекращении осуществления индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, его филиалами, представительствами, структурными подразделениями, производственными участками тех видов деятельности (работ, услуг), от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям.
Вместе с тем, отметил Пленум ВС РФ, в постановлении суда не должны указываться конкретные меры, направленные на исполнение названных в нем мероприятий (например, наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, отселение граждан из жилых зданий либо их перевод в другие стационарные лечебные, социальные учреждения в случае запрета эксплуатации зданий), поскольку в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 32.12 КоАП РФ и ч. 2 ст. 109 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» меры по обеспечению исполнения указанных в постановлении мероприятий применяются судебными приставами-исполнителями и выбираются ими самостоятельно.
При этом необходимо учитывать, что ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ предусматривает единственный случай, когда при назначении такого вида наказания за нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма судья обязан одновременно с приостановлением деятельности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц решить вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.
Досрочное прекращение приостановления
Досрочно снять наложенное наказание можно по ходатайству лица, чья деятельность была приостановлена, но только в судебном порядке и только если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания.
Для досрочного прекращения административного приостановления деятельности судьей в обязательном порядке запрашивается заключение должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении.
Заключение дается в письменной форме с указанием фактов, свидетельствующих об устранении или о неустранении нарушителем обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности. Заключение не является обязательным для судьи и оценивается по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ. Несогласие судьи с заключением должно быть мотивировано.
Ходатайство рассматривается судьей в пятидневный срок со дня поступления в суд. Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не устранили своевременно причины, повлекшие назначение им приостановления деятельности, то по истечении срока действия административного наказания, будет иметь место новое административное правонарушение.
Наиболее распространенные нарушения, за которые может последовать приостановка деятельности
Статья КоАП РФ |
Правонарушение |
5.27 |
Нарушение законодательства о труде и об охране труда |
6.3, 6.4 |
Нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, технических регламентов, в том числе при эксплуатации жилых или общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта |
9.4 |
Нарушение требований проектной документации в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий) |
9.5 |
Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию |
9.5.1 |
Повторное в течение года несоблюдение юрлицом или ИП при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам |
14.1 |
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) |
15.27 |
Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю |
18.15, 18.16, 18.17 |
Незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, нарушение правил их привлечения к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах) |