Рассмотрим некоторые вопросы, возникающие в процессе деятельности организаций
Расходы на парковку автомобиля
Многие фирмы по тем или иным причинам прибегают к услугам платных автостоянок. Чтобы расходы на парковку автомобиля получили отражение в налоговом учете, необходимо их документальное подтверждение.
Напомним, что согласно ст. 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с:
— законодательством РФ;
— обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы,
и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Согласно ст. 313 НК РФ основанием для определения налоговой базы по налогу на прибыль являются данные первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
Понятия «первичные учетные документы» НК РФ не содержит. В связи с этим согласно п. 1 ст. 11
НК РФ его следует определять в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете. В данном случае следует руководствоваться Законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ).
Статьей 9 Закона № 129-ФЗ установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые являются первичными учетными документами.
В свою очередь, первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
— наименование документа;
— дату составления документа;
— наименование организации, от имени которой составлен документ;
— содержание хозяйственной операции;
— измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
— наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
— личные подписи указанных лиц.
Документы, составленные с учетом таких требований, являются подтверждающими документами для налогового учета прибыли организаций.
Исходя из вышеизложенного, Минфин России в своем Письме от 27.04.2006 № 03-03-04/1/404 разъяснил, что оправдательными документами, подтверждающими расходы на платную автостоянку, являются кассовый чек или (если не применяется ККТ) квитанция за парковку автомобилей, утвержденная Письмом Минфина России от 24.02.94 № 16-38 (Письмо ГНС России от 30.08.94 №НИ-6-14/320).
Если организация пользуется услугами платных автостоянок, то оплата, как правило, осуществляется наличными через подотчетное лицо. Выдача наличных денег из кассы подотчетному лицу производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Центробанка РФ от 22.09.93 № 40. Минфин России в Письме от 11.01.2006 № 03-03-04/2/1 сообщил, что оправдательными документами в данном случае будут служить приказ руководителя организации и авансовый отчет подотчетного лица.
Таким образом, только после того как расходы, связанные с оплатой автостоянки, будут оправданны и документально подтверждены, организация вправе отнести их согласно подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов для целей налогообложения прибыли.
Реклама в метро
На сегодняшний день широкое распространение получило размещение рекламы в виде наклеек в вагонах метро. В связи с этим возникает вопрос об отнесении связанных с этим затрат к рекламным расходам для целей налогообложения прибыли. Ответ на него содержится в Письме Минфина России от 20.04.2006 № 03-03-04/1/361. Чиновники пришли к выводу, что затраты на рекламу в вагонах Московского метрополитена относятся к расходам на рекламу на транспортных средствах, которые учитываются для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов. При этом такие рекламные расходы принимаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
Этот вывод Минфина основан на нормах ст. 264 НК РФ. Согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей налогообложения принимаются
расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров, работ, услуг, деятельности, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках.
Исходя из положений п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам на рекламу относятся расходы:
1) на рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
2) на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
3) на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Такие рекламные расходы принимаются в полной сумме, остальные рекламные затраты, не указанные в абз. 2—4 п. 4 ст. 264 НК РФ, признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
Однако, для того чтобы без тени сомнений отнести эти затраты на расходы для целей налогообложения прибыли, необходимо соблюдение особенностей рекламы на транспортных средствах, которые указаны в ст. 15 Закона от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе».
Согласно данной норме распространение рекламы на транспортных средствах (в нашем случае — в метро) осуществляется на основании договоров с собственниками транспортных средств или с лицами, обладающими вещными правами на транспортные средства, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении лиц, обладающих вещными правами на это имущество. При этом чиновники разъясняют, что деятельность метрополитена относится к деятельности прочего сухопутного транспорта (код 60.21.23 разд. I «Транспорт и связь» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), принятого и введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст), на основании чего можно сделать вывод о том, что метро относится к сухопутному транспортному средству.
Учет потерь
Нередко часть продукции или товара по истечении срока хранения или в процессе транспортировки теряет свои первоначальные качества. Порядок списания таких потерь Минфин прокомментировал в Письме от 21.04.2006 № 03-03-04/1/369.
В п. 7 ст. 254 НК РФ перечислены потери, которые включаются в состав материальных расходов. Такими потерями в целях налогообложения прибыли являются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, которые должны быть утверждены в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002№ 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей». Согласно Постановлению нормативы разрабатываются министерствами и ведомствами с учетом технологических условий хранения и транспортировки товарно-материальных ценностей, климатического и сезонного факторов, влияющих на их естественную убыль.
Минфин заострил внимание на том моменте, что для большинства отраслей экономики такие нормы не разработаны. Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом № 58-ФЗ, до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Таким образом, в случае если по соответствующим товарным группам такие нормы утверждены, организация вправе отнести потери от порчи товаров в пределах норм естественной убыли в состав материальных расходов.
Старые нормы естественной убыли могут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.
Следовательно, организации, которые не применяли нормы естественной убыли, могут подать уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль начиная с 2002 г.