На территории предприятия находятся два бомбоубежища: отдельно стоящее и встроенное. Они не вошли в состав приватизируемого имущества в соответствии с п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ (утв. Указом Президента РФ от 24.12.93 № 2284), так как защитные сооружения Гражданской обороны, являющиеся объектами, находящимися в федеральной собственности, исключены из состава приватизируемого имущества. Эти объекты ГО принадлежат Оренбургской области и переданы нам на ответственное хранение и в безвозмездное пользование в соответствии с договором о правах и обязанностях в отношении объектов гражданской обороны, а также на выполнение Мероприятий Гражданской обороны от 27.11.95 № б/н. Соответственно в уставный фонд предприятия они не вошли.
Наше предприятие является частной структурой, доли государства в уставном капитале нет. В настоящее время указанные защитные сооружения нами не используются и их использование даже не планируется, то есть коммерческой выгоды у нас нет. Просим разъяснить порядок налогообложения земли, находящейся под указанными защитными сооружениями, принадлежащими государству и стоящими на государственной земле, что подтверждается имеющимися у нас документами (план приватизации, договор ответственного хранения и др.), и кто является плательщиком налога на землю.
ОАО «Оренбургский ремонтно-
механический завод»
В соответствии со ст. 5 Земельного кодекса РФ участниками земельных отношений (применительно к налогообложению) являются:
1) собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;
2) землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
3) землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
4) арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.
Коммерческая организация может быть либо собственником, либо арендатором земельного участка (землепользователями могут быть только учреждения, казенные предприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления). Арендаторы земельных участков не являются плательщиками земельного налога в силу п. 2 ст. 388 НК РФ. Следовательно, отсутствие документа о праве собственности на земельный участок автоматически должно исключать вашу организацию из числа налогоплательщиков (по соответствующему объекту земельных отношений).
Кроме того, весьма вероятно, что указанные объекты ГО не были переданы коммерческой организации по причине их специального назначения, в связи с чем участки, находящиеся под ними, считаются ограниченными в обороте. В этом случае на земельные участки, занятые указанными объектами, может распространяться норма подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, в соответствии с которой не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Земельный налог на такие земли не уплачивается вообще. Подчеркнем, что льгота прописана непосредственно в НК РФ и должна предоставляться независимо от того, продублирована ли она в соответствующем законе органов государственной власти субъектов РФ или нормативном правовом акте органов местного самоуправления.