Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер.
Медицинская организация дала развернутую рекламу о своих услугах, но забыла предупредить о наличии противопоказаний и необходимости ознакомиться с инструкцией по применению или получить консультацию специалистов. Такое требование установлено в ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38ФЗ «О рекламе».
На этом основании антимонопольная служба признала рекламу ненадлежащей и привлекла организацию к ответственности по ст. 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе» КоАП РФ.
Суд, в который обратилась организация, также усмотрел состав правонарушения (его трудно было не заметить), но от ответственности организацию освободил, посчитав правонарушение малозначительным.
Антимонопольщики попытались доказать, что такое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и является формальным, поэтому не может быть признано малозначительным. Cуд этим доводам не внял.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Суд отметил, что никаких ограничений КоАП РФ не содержит, значит, малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер.
Согласно п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Суд пришел к выводу, что совершенное правонарушение не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства и может быть расценено как малозначительное.
Такой вывод представляется спорным. Непонятно, зачем устанавливать конкретные требования в законе, если его нарушение не влечет угрозы общественным отношениям? Тем более в сфере, касающейся здоровья человека (постановление ФАС ВолгоВятского округа от 04.05.2010 по делу № А29-12620/2009).