Лицам, заключенными под стражу, позволят участвовать в гражданско-правовых сделках.
В настоящее время лица, содержащиеся в следственных изоляторах не в связи с отбыванием наказания в виде лишения свободы, ограничены в реализации прав на участие в гражданскоправовых сделках. Это связано с несовершенством положений ст. 185 ГК РФ, согласно которым к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы. Однако в действующем законодательстве отсутствует определение мест лишения свободы.
Анализ уголовноисполнительного законодательства позволяет сделать вывод, что к местам лишения свободы должны быть отнесены исправительные учреждения, в которых осужденные отбывают наказание в виде лишения свободы.
Между тем следственный изолятор согласно ст. 8 Федерального закона от 15.07.95 № 103ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предназначен для содержания подозреваемых (обвиняемых), в отношении которых в качестве меры пресечения избрано содержание под стражей.
Таким образом, следственный изолятор не является местом лишения свободы для подозреваемых (обвиняемых), а выданные ими доверенности, удостоверенные начальником изолятора, не приравниваются к нотариально заверенным.
Предлагается новая редакция ст. 185 ГК РФ, согласно которой к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы или местах содержания под стражей, удостоверенные начальником соответствующего исправительного учреждения или начальником соответствующего места содержания под стражей.
Данные изменения позволят подозреваемым (обвиняемым), содержащимся в следственных изоляторах, беспрепятственно реализовывать права на участие в гражданско-правовых сделках через представителей путем выдачи доверенности, приравненной к нотариально заверенной.