Российское законодательство о коммерческой концессии приведут в соответствие с мировой практикой и практикой российских юрлиц, работающих на условиях франчайзинга.
По мнению разработчиков законопроекта, глава 54 ГК РФ имеет ряд запретительных механизмов, тормозящих развитие франчайзинга в России. Предлагаемые изменения в эту главу устранят существующие недостатки и решат ряд принципиальных вопросов по стимулированию развития франчайзинга в России.
Так, в качестве альтернативного средства индивидуализации, права на которое обязательно предоставляются пользователю, вводится коммерческое обозначение, что предоставляет участникам большую свободу в выборе средства индивидуализации и позволяет начать работу до получения свидетельства на товарный знак.
Регистрации будут подлежать не все договоры коммерческой концессии, а только те, по которым предоставляется право на использование объектов, сделки с которыми подлежат обязательной регистрации в соответствии с нормами четвертой части ГК РФ.
Вносимые изменения сокращают срок регистрации договоров коммерческой концессии в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности до одного месяца. Сейчас такая регистрация может занимать два и более месяцев.
Правообладатель будет иметь право в рамках договора коммерческой концессии устанавливать и регулировать цену перепродажи товаров (работ, услуг).
Устраняется субсидиарная ответственность правообладателя по предъявляемым к пользователю требованиям, нарушающая основной принцип системы франчайзинга — независимость франчайзера и франчайзи.
Правообладатель будет нести субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии, только если доказано, что такое несоответствие вызвано ненадлежащим исполнением договора коммерческой концессии самим правообладателем.
В настоящее время пользователь имеет право заключить новый договор с правообладателем по истечении срока предыдущего договора на тех же условиях. Поскольку обычный срок заключения подобных договоров — пять — десять лет, данное положение ст. 1035 ГК РФ противоречит здравому смыслу. В течение этого срока условия могут существенно измениться. Кроме того, положение об обязанности правообладателя не заключать с другими лицами аналогичные действующие на той же территории договоры в течение трех лет является дискриминационным по отношении к правообладателям.
Законопроект устанавливает, что пользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора коммерческой концессии имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора на новый срок. Правообладатель вправе отказать пользователю по прекратившемуся договору в оформлении договора коммерческой концессии на новый срок при условии, что пользователь по прекратившемуся договору отказался от составления договора на новых условиях, на которые согласен другой пользователь.