Трудно претендовать на роль мирового финансового центра стране, у которой нет собственной системы платежных карт. Не первый год такую систему в РФ пытаются организовать. Вот и сейчас на подходе к обсуждению депутатов пара законопроектов.
Сегодня в РФ 120 млн человек — держателей банковских карт. Карты появились у нас 20 лет назад, когда компания VISA International начала принимать в свои ряды российские банки. Но, как заметил заместитель руководителя рабочей группы РСПП по вопросам Национальной системы платежных карт (НСПК) Виктор Пярин, 85% объема российского рынка банковских карт приходится на долю иностранного капитала. Из оставшихся 15% немалую часть составляют дисконтные карты торговых сетей, а основная часть — зарплатный пластик и социальные карты отдельных субъектов РФ.
Аналитики финансового рынка расценивают это как свидетельство того, что в стране нет собственной системы платежных карт. Восполнить пробел призван законопроект «О национальной платежной системе». Он активно обсуждается правительством и экспертами. По словам директора Департамента финансовой политики Минфина России Сергея Барсукова, подготовлена третья версия документа, который надо внести в Думу к 1 сентября. Ведомства работают над дополнениями в действующие законы.
Эксперты считают, что основная загвоздка в том, что Минфин еще не представляет организационноправовую форму НСПК, а ЦБ РФ и большинство участников финансовых операций видят эту систему в качестве нормативноправовой базы для развития отечественного рынка банковских карт. Особняком стоит Минэкономразвития, ратующее за внедрение универсальной электронной карты (УЭК) гражданина РФ с предоставлением социальных услуг по приложениям от банков, ПФР и ФОМС. Но это уже сфера публичных услуг.
В итоге имеем два законопроекта в одной связке. Одновременно с обсуждением проекта закона о НПС продолжаются дискуссии по другому законопроекту — «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций» в соответствии с реализацией программ „электронное правительство“ и „электронный муниципалитет“». Но эффективная система обеспечения публичных услуг и физическим, и юридическим лицам в электронном виде невозможна без системы юридически значимого электронного документооборота. Ведь взаимоотношения между заявителями и органами власти должны основываться на применении обеими сторонами электронноцифровой подписи.
Поодиночке два будущих закона не заработают. Значит, НСПК должна стать составной частью единой системы оказания государственных и муниципальных услуг. Но желаемое единство стандартов и критериев предоставления публичных услуг населению и организациям упирается в изолированность территориальных и ведомственных информационных систем. Это признал в начале февраля глава Правительства РФ на совещании в Уфе.
Эксперты делают вывод: надо принимать оба законопроекта в одной упряжке, чтобы выстроить работоспособную систему оказания людям и организациям государственных и муниципальных услуг на основе пластиковых карточек и других электронных инструментов.
На прошедшей в Москве конференции «Развитие национальной системы пластиковых карт и предоставление государственных услуг в электронном виде» отмечалось, что из законопроекта о национальной платежной системе исчезла глава «Российские платежные карты», а из проекта второго закона — положение о выпуске и применении универсальной электронной карты как одного из инструментов оказания государственных и муниципальных услуг. Без них, по мнению участников дискуссии, может наступить ступор в развитии современного информационного общества.
Мнения
Виктория Смоленская,
директор российской
платежной системы «Золотая корона»
Будущее за технологиями, способными отформатировать рынок платежей по принципу «единого окна», позволяющему получать по одной карточке ряд услуг: денежные переводы, платежи за коммунальные услуги, погашение кредитов, пополнение и снятие средств с интернеткошельков в электронных платежных системах, оплата покупок в магазинах и проезда на транспорте. Превратить пластиковые карточки в инструмент ежедневных платежей — насущная задача. Решить ее можно, объединив усилия банков, платежных систем, поставщиков услуг, торговосервисных предприятий.
Илья Рябый,
глава представительства
MasterCard Europe в России
Для решения задачи построения НСПК есть два пути. Первый — создание нового игрока со своим знаком обслуживания, со своими правилами и финансовыми условиями, со своим процессингом, клирингом и т.д. Второй — не построение монопольного игрока, а систематизация присутствующих на рынке. Такая система объединяла бы и регулировала всех игроков на рынке. Хорошим знаком со стороны проекта НСПК является то, что развитие идеи движется в эту сторону. В Гонконге, например, тоже хотели создать собственную платежную систему, но подсчитали, что нерентабельно. Была создана клиринговая компания — совместное предприятие гонконгских банков и гонконгского ЦБ. Она ежедневно проводит множество расчетов, и одна из ее функций — клиринг и расчеты по операциям с карточками. Все три действующие в стране платежные системы — Visa, MasterCard и China Union Pay — ежедневные расчетные позиции сдают не в разные банки, а в эту клиринговую палату, которая проводит операции день в день в режиме реального времени.
Анатолий Аксаков,
президент Ассоциации
региональных банков России
Национальная платежная система (НПС) создавалась 20 лет назад. Хорошо удовлетворяя потребности сегодня, она не отвечает требованиям будущего. Задержка формирования перспективной НПС или создание неэффективной НПС представляет системный риск для России, поскольку без функциональной НПС невозможно сформировать эффективную экономику. А это в условиях обостряющейся межстрановой конкуренции может означать потерю конкурентоспособности и отставание России от других стран.