Газпром до 2010 г. построит газопровод Хабаровск — Владивосток для продажи сахалинского газа в Китай и Корею. Об этом сообщил заместитель председателя правления компании Александр Ананенков. По его словам, новый газопровод станет заключительной частью восточного маршрута Сахалин — Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск — Владивосток.
Владимир Путин на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге подтвердил, что в ближайшие годы за Газпромом сохранится монополия на экспорт газа за рубеж — так называемый единый экспортный канал. Поэтому для освоения перспективного азиатско-тихоокеанского рынка концерну нужны собственные трубопроводные магистрали.
В настоящий момент существует только старый газопровод от Сахалина до Комсомольска-на-Амуре, принадлежащий компании «Роснефть». Он требует модернизации и инвестиций. Газовики уже сейчас готовы выкупить эту ветку.
Кроме того, к 1 октября ожидается окончание строительства второго участка маршрута — Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск, который в настоящий момент прокладывает компания Дальтрансгаз, подконтрольная правительству Хабаровского края. Здесь у Газпрома также есть предварительные договоренности о приобретении его после окончания строительства.
Таким образом, для запуска восточного маршрута Газпрому останется самостоятельно протянуть трубы от Хабаровска до Владивостока.
Казалось бы, все складывается как нельзя лучше. Но загвоздка в том, что газ в трубу планируется закачивать с площадки «Сахалина-3», где у Газпрома нет лицензии на добычу, а у «Роснефти» она, напротив, есть. И к строительству трубопровода она приложила немало усилий. Каким образом одна госкомпания будет отстаивать свои права перед другой, пока непонятно. Но Газпром уже сейчас указывает на непрофильность газового бизнеса для «Роснефти». Хотя у нефтяной компании разработка «Сахалина-3» стоит одним из пунктов стратегии развития.
Намерения Газпрома перекрывают кислород и другой компании — ТНК-ВР, которая, имея лицензию на разработку Ковыктинского газоконденсатного месторождения, не может там‑работать в полную силу, так как перспективный рынок Китая для компании закрыт до 2015 г.
Что и говорить, с монополистами спорить трудно...