В процесс глобализации в последние годы активно включился ряд развивающихся государств, в том числе и Россия. К сожалению, интеграция международного хозяйственного комплекса сопровождается быстро увеличивающейся пропастью между ведущими странами и аутсайдерами, богатыми и бедными слоями населения. Как сформировать новые механизмы глобализации, выработать эффективные методы включения разных государств в интеграционные процессы, обсуждали на этой неделе участники Петербургского международного экономического форума.
В нынешнем году мировой ВВП, по оценке Международного валютного фонда (МВФ), вырастет на 5%, причем это будет уже четвертый год, как важнейший экономический показатель не опускается ниже 4 процентных пунктов.
Экономика стран СНГ растет темпами, опережающими общемировые параметры, а инфляция в Содружестве опустилась с 80% в 90-х годах прошлого века до 7 пунктов в 2005 году.
Рост устойчивый, разрыв-тоже
И все же, несмотря на эти благоприятные для современной мировой экономики тенденции, по оценке Энн Крюгер, заместителя управляющего директора МВФ, характерны глобальные дисбалансы.
Речь идет прежде всего об увеличивающемся разрыве в развитии продвинутых и отстающих государств. На 2,5 млрд человек, проживающих в самых бедных странах, приходится всего лишь 1% (!) глобального ВВП.
Человечество, по оценке президента Словении Янеша Дрновшека, вступило в критический этап своего развития. Существует много глобальных проблем и вопросов — сможем ли мы сохранить окружающую среду, сумеем ли преодолеть пропасть в социально-экономическом развитии разных стран и обеспечить поддержку малообеспеченным людям, — которые можно решить лишь совместными усилиями.
Сегодня необходимо по-новому сконструировать международную социальную инфраструктуру. Мы живем в интегрированном мире и косвенно (но вполне ощутимо) разделяем судьбу государств, которые сейчас служат базой для мирового терроризма и источником многих опасных для всего человечества заболеваний.
Глобализация, по оценке Роберто Родригеса, министра сельского хозяйства Бразилии, стимулирует рост мирового производства и международной торговли, но приводит к неправильному распределению богатства. Даже дефицит воды и других природных ресурсов отступает перед громадной проблемой — социально-экономической пропастью между богатыми и бедными странами и социальными слоями.
Сегодня глобализация носит стихийный характер, поэтому, по мнению Сергея Лаврова, министра иностранных дел России, назрел вопрос о формировании новых механизмов управления глобализацией, понятных и ясных для всех, учитывающих особенности культуры и социальных традиций разных стран.
Многие существующие международные институты могут более активно участвовать в процессах глобализации. Так, МВФ, по оценке Дмитрия Медведева, первого вице-премьера Правительства, может не только кредитовать развивающиеся страны, но и заниматься стабилизацией международных финансовых рынков. Идея особенно актуальная на фоне драматических событий на фондовых площадках развивающихся стран.
Другим важным шагом реформирования мирового экономического порядка может стать создание целой корзины мировых резервных валют. По мнению вице-премьера, нынешнее состояние экономики США, страны — эмитента ведущей резервной валюты, вызывает опасения из-за высокого уровня бюджетного и торгового дефицита.
По мере повышения спроса на рубли наша валюта имеет все шансы стать одной из мировых резервных денежных единиц. Этому будут способствовать переход к полной конвертируемости отечественной валюты и начало биржевой торговли нефтью с расчетами в рублях.
Большую роль может сыграть и изменение таможенно-тарифной политики, создающее условия для открытия экономически развитыми странами своих рынков для товаров отстающих государств и снижения пошлин на высокотехнологичную продукцию, поставляемую в регионы-аутсайдеры.
Особенности национальной глобализации
Изменение механизмов глобализации должно благоприятно повлиять на интеграцию России в мировую экономику, процесс которой носит весьма противоречивый характер.
Чисто внешне все выглядит вполне благополучно. Выступавший на Петербургском форуме Президент РФ отметил, что страна находится в числе лидеров по темпам экономического роста. Объем ВВП по паритету покупательной способности составил свыше 1,5 трлн дол. Золотовалютные резервы превысили суммарный государственный и частный внешний долг, а накопленные инвестиции в Россию достигли 112 млрд дол.
Но, несмотря на все эти чудесные показатели, качество интеграционных процессов не улучшается уже много лет. Весь мир по-прежнему ждет с распростертыми объятиями наши углеводородные ресурсы, а экспорт наукоемкой продукции встречает подспудное (а иногда и совершенно явное) сопротивление развитых держав.
Перечень рецептов, которые предлагает наша власть для более достойного, скажем так, участия России в процессах глобализации, озвучил на форуме Дмитрий Медведев (которому, судя по предварительным оценкам политологов, и предстоит претворять их в жизнь в ближайшие годы).
Нашей стране нужно активно использовать существующие преимущества, которые она сегодня может успешно использовать в конкурентной борьбе на мировых рынках:
● научно-технический потенциал и увеличение сферы интеллектуальных услуг;
● природные ресурсы и углубление степени их переработки;
● геополитическое положение и развитие транзитных транспортных потоков.
Постановка главного акцента на расширении интеллектуальных услуг внушает определенный оптимизм, особенно на фоне планов Правительства создать инфраструктуру инновационной индустрии (см. «ЭЖ» № 23).
Беспокоит только намерение потенциального преемника активизировать формирование крупных сырьевых госкорпораций и поддержку их внешнеэкономического продвижения. Родной Газпром, по оценке Financial Times, поднялся за последний год в рейтинге крупнейших компаний мира по уровню капитализации на 48 позиций и занял почетное десятое место среди 500 корпораций. Но ведь всем известны истинные причины роста капитализации газового гиганта, о равноправной конкуренции здесь речь вести не приходится…
Можно ли поймать мечты бабочки?
Наша страна еще только собирается освободиться от сырьевой зависимости и строить экономику знаний, а для успеха в конкурентной борьбе в глобальном мире уже требуются новые подходы, предполагающие использование не столько интеллектуального капитала, сколько психологических качеств людей, их способности креативно мыслить и работать.
В международном экономическом соперничестве, по мнению Кьелла Нордстрема и Йонаса Ридерстрале, профессоров Стокгольмской школы экономики и авторов нашумевшей книги «Бизнес в стиле фанк», призовые места займут те корпорации, сотрудники которых смогут предложить уникальные идеи.
«Тетрапак» сохранял конкурентные преимущества, полученные за счет своей технологии 30 лет, но трудно себе представить, что «Майкрософт» сможет использовать временную монополию, которую дает то или иное нововведение, в течение хотя бы трех лет.
Только инновации, основанные на оригинальных идеях и льющиеся непрерывным потоком, способны поддерживать конкурентоспособность современных компаний.
Экономика знаний, по мнению экстравагантных ученых, уже неактуальна, настало время экономики психологии. В прежние времена в основе менеджмента лежал контроль, теперь — творчество; стандартизация должна уступить место вариативности.
Сегодня конкурентные преимущества страны или компании весят не более чем мечты маленькой бабочки. В частности, такие успешные страны - США, Сингапур - сумели уникальные идеи, предположенные интеллектуальной и политической элитой этих государств, воплотить в жизнь. От того, сможем ли мы поймать легкокрылые идеи и претворить их в жизнь, наверное, и будет зависеть наш успех в глобальном мире.