Экологическая безопасность — залог здоровья граждан, благополучия народа и процветания государства. Российское законодательство встало бы на защиту окружающей среды, но пока разминается в ведомственных коридорах.
Условия жизни россиян с каждым годом становятся все более критическими. Только 15—20% жителей городов и поселков дышат воздухом, который соответствует‑установленным нормативам. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Сложная ситуация с химическими загрязнениями, утилизацией ядерных отходов.
Экологическая безопасность требует серьезного современного правового подхода. В 2002 году уже принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Наряду с ним действуют законы «Об использовании атомной энергии», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О радиационной безопасности населения», «Об охране атмосферного воздуха», «О техническом регулировании». Но пока разработаны далеко не все правовые нормы. Сегодня продолжают работать старые ГОСТы и правила, за соблюдением которых следят Министерство природных ресурсов и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Однако из-за правовых пробелов в сфере экологического законодательства российские промышленники и предприниматели не всегда адекватно воспринимают требования государственных контрольных и надзирающих органов, видят в них помеху для развития своих производств. И всячески стараются их обойти.
До 2010 года намечено принять около 300 технических регламентов, которые в основном завершат формирование системы экологической безопасности. Практически все они будут иметь статус законов. В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» именно в регламентах должны содержаться требования к промышленным предприятиям по охране окружающей среды. Регламенты установят нормы безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. То есть определят состояние, когда отсутствует риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, животным и растениям.
Кроме того, для регламентов необходимо разработать нормативно-правовую документацию и нормативно-методические документы, особенно в сферах экологического и атомного надзора и контроля, лицензионной деятельности, а также систему декларирования безопасности производственных предприятий.
Между тем законопроект «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» вот уже 4 года ходит по инстанциям. Ростехнадзор согласовывает с ведомствами и предприятиями оптимальный перечень загрязняющих веществ, отрабатывает механизм администрирования.
Заместитель руководителя Ростехнадзора Николай Кутьин утверждает, что его ведомство готовит нормативные документы с учетом лучших мировых технологий. Стандарты, аналогичные требованиям и правилам экономически развитых стран, позволят не только сделать производства и продукцию безопасными, но и повысить конкурентоспособность российских товаров, вывести их на мировой рынок.
Комитет по природопользованию и экологии Торгово-промышленной палаты России и Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды предложили Ростехнадзору сотрудничество в разработке и согласовании новых правовых документов, в разъяснении позиции надзирающих служб и в регулировании конфликтных ситуаций на стадии первых контактов предприятия со службами, обеспечивающими экологическую безопасность страны.