Спрос возобновится осенью

| статьи | печать

Несмотря на то что в 2009 г. на домашнюю мебель формировался отложенный спрос населения, аналитики DISCOVERY Research Group уверены, что увеличения продаж в летний период 2010 г. не произойдет. Рост покупательской активности на российском рынке мебели ожидается только к осени. По оценке компании «Экспресс-Обзор», поскольку мебель не является товаром первой необходимости и спрос на нее связан прежде всего с ростом реальных располагаемых доходов населения, стоимостью потребительских кредитов и состоянием рынка жилья, стабилизацию и постепенное восстановление докризисного уровня продаж мебели следует ожидать не ранее 2011 г.

По данным исследования компании «Академия Сервис», в 2009 г. объем российского рынка мебели достиг примерно 4,7 млрд долл. Несмотря на стабильный рост последних нескольких лет (не ниже 23% в год), спад на фоне кризиса составил порядка 25% по сравнению с 2008 г. По расчетам специалистов агентства DISCOVERY Research Group, в 2009 г. в долларовом выражении рынок просел еще сильнее — почти в два раза — до 3,7 млрд долл. В рублевом эквиваленте объем мебельного рынка упал на 27% и составил 117, 5 млрд руб. Расхождение в данных объясняется высокой непрозрачностью российского мебельного рынка. По некоторым оценкам, официальная статистика не учитывает до трети всех операций с мебелью.

По-разному оценивают эксперты и объемы прошлогоднего импорта. Так, по данным компании «Амико», импорт мебели в Россию в стоимостном выражении в 2009 г. составил около 1471,7 млн долл., что на 27% ниже показателей предыдущего года. Более половины импорта в стоимостном выражении приходилось на сегмент группы «прочая мебель и ее части», куда входит импорт кухонной, офисной, спальной и других видов мебели. По данным исследования компании «Академия Сервис», с точки зрения статистики импорта больше всего пострадал сегмент специализированной мебели (падение на 53%), а меньше всего — сегмент мебели для дома (падение на 19%). По заказам (контрактам) на производство мебели внутри страны в 2009 г. существенного изменения не наблюдалось. По оценке агентства DISCOVERY Research Group, объем импорта в стоимостном выражении в 2009 г. по сравнению с 2008-м снизился на 40% — с 2,8 до 1,7 млрд долл.

В целом эксперты сходятся во мнении, что доля мебели отечественного производства на внутреннем рынке в прошлом году превысила 60%. Заметим, что за последние десять лет пропорция соотношения импортной и отечественной мебели на российском рынке значительно изменилась: если до 1998 г. она оценивалась как 70:30, то за последние два года стабилизировалась до 40:60. Однако говорить о качественном изменении спроса рано. Как известно, в кризис основной потребительской тенденцией является смещение спроса в сегмент экономкласса. С ростом доходов населения возрастают и требования покупателей к приобретаемой мебели. Как показали результаты опроса, проведенного компанией «Академия Сервис», 52% россиян считает импортную продукцию более качественной, функциональной и красивой. Определяющим параметром при принятии решения о покупке отечественного гарнитура для российского потребителя остается цена.

Структура рынка

В России функционирует около 6000 мебельных предприятий. Эксперты называют российский рынок мебели одним из самых конкурентных, поскольку на нем функционируют как крупные мебельные фабрики, так и небольшие компании-производители. Доля малых предприятий в общем объеме производства за четыре года возросла почти в два раза — до 19%. При этом мебельная индустрия относительно молода: основные игроки присутствуют на нем не более 15—20 лет. Поскольку в России наиболее востребована мебель экономкласса, которая продается в основном через мебельные магазины, большинство российских компаний работает именно в этом сегменте (46% магазинов отдают предпочтение отечественным гарнитурам).

В региональном разрезе в общем объеме производства мебели в России первое место занимает Московская область. Лидером среди федеральных округов в течение последних пяти лет является Центральный федеральный округ (45%). На втором месте — Приволжский (20%), на третьем — Южный (11%).

Самым крупным сегментом рынка мебели в 2009 г. стала мебель для дома, на которую приходилось 70,1% продаж в стране. Наибольшей популярностью у потребителей пользовались отдельные предметы мебели: диваны и кресла. На втором месте — офисная мебель (объем сектора 19,7%). На третьем — специализированная мебель (10,2%). По мнению экспертов проекта «Экспресс-обзор», лидирующие позиции в структуре потребительского спроса на рынке мебели для дома занимала корпусная мебель для комнат и прихожих — 32% продаж. Мягкая мебель по объему продаж заняла 23% рынка. Далее — кухонная мебель (16%), мебель для спальни (14%), детская (3%), встроенная (2,5%).

Как говорится в исследовании «Академии Сервиса», в наибольшей степени в прошлом году пострадали производители мягкой мебели. Кстати, спрос на мягкую мебель в России выше, чем в других странах. Это объясняется небольшими габаритами российских квартир (мебель для спальни заменяется диванами и креслами). Кризисное снижение продаж в сегменте мягкой мебели обусловлено прежде всего наибольшим падением спроса. Кроме того, отечественные производители мягкой мебели зависят от импортных комплектующих, цена на которые в результате девальвации рубля повышается, что вынуждает производителей повышать цены.

Вероятно, этим объясняется разнонаправленность ценовой политики, наблюдаемая экспертами на мебельном рынке: в то время как одни производители повышают цены на продукцию, другие используют различные средства для привлечения потребителя. Основная потребительская тенденция в условиях кризиса — смещение спроса в сегмент экономкласса. Поэтому одними из наиболее используемых приемов стимулирования продаж стали внедрение систем скидок и различные маркетинговые акции. Производители также стремятся расширить ассортиментную линейку, привлекая более широкий круг покупателей.

Замедление продаж в сегменте мягкой мебели ряд экспертов объясняют еще и тем, что этот сектор достаточно насыщен. В последнее время наметилась тенденция приобретать новинки взамен не только физически устаревшей мебели, но и морально устаревших диванов и кресел. Таким образом, можно говорить о моде на определенные модели и тенденциях в сегменте мягкой мебели. В целом за последние годы расходы на покупку мебели в России увечились в несколько раз — до 50—100 долл. на человека в год. Для сравнения: в Европе этот показатель равняется 300—350 долл.

Ориентация на экспорт

Строя планы на будущее , российские компании думают не только о том, как отвоевать долю рынка у иностранцев, но и как увеличить объемы экспорта. По оценке DISCOVERY Research Group, объем экспорта в 2009 г. сократился на 30% — до 256, 3 млн долл. При этом в рублевом эквиваленте падение составило всего 10%. Как отмечается в отчете компании «Шатура» (лидера российского производства мебели) за I квартал 2010 г., мировой рынок мебели превышает 230 млрд евро в год в ценах производителя. Доля России в этом секторе составляет всего около 0,35% производства. Россия обладает 24% мировых запасов древесины. Потенциал страны как в отечественной дистрибуции, так и в ориентированном на экспорт производстве мебели очевиден. «IKEA, мировой лидер в мебельной индустрии, уже показала путь в обоих направлениях. Однако, что касается экспорта, краткосрочные и среднесрочные перспективы положительны лишь для мебели из натуральной древесины, так как высокие таможенные тарифы на импортируемые комплектующие материалы и отсутствие за последние десять лет финансовых вложений в капиталоемкие поставляющие отрасли долго не позволят российским производителям корпусной мебели быть конкурентоспособными в экспорте», — посетовали аналитики мебельной компании.

Производство мебели в январе — мае 2010 г.

Январь — май 2010 г.

Май 2010 г. в % к

Январь — май 2010 г. в % к январю — маю 2009 г.

маю 2009 г.

апрелю 2010 г

Столы кухонные, для столовой и гостиной, млн штук

1,3

113,8

80,6

109,9

Диваны-кровати, тыс. штук

208

134,8

92,8

104,1

Шкафы деревянные для книг, тыс. штук

183

в 2,3 раза

106,1

в 2,2 раза

Шкафы деревянные общего назначения, тыс. штук

747

в 2,1 раза

78,0

168,1